МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

СТРАНИЧКА УЧАСТНИКА КОНКУРСА "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2017" Четвертновой Елены Михайловны

  

Тип занятия: интегрированное.

Вид занятия: познавательно-развивающее.

Тема:  «Самовар кипит – уходить не велит»

Форма проведения занятия: фронтальное.

Цель: обобщать и систематизировать знание детей об истории самовара, его происхождении, о традициях употребления чая в России с учетом регионального компонента.

Задачи:
Обучающие:

- Формировать познавательный интерес, к прошлому, внимание в беседе, внимательно слушая и высказываясь на тему из личного опыта;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление и воображение.

- Развивать связанную речь.

- Развивать творческие навыки в процессе изготовления угощения к чаю.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: конфорка, кусковой сахар, баранки ( бублики), хата, самовар, тульский, жаровый.

Предшествующая работа: занятие по экологии «Зелёная аптека»; дидактические  игры:  «Сложи картинку», «Угадай на вкус»; рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом»; заучивание стихов, пословиц, поговорок о самоваре и чае.

Материалы и оборудование к занятию:  самовары: жаровый и электрический; чашки, блюдца, сахарница,  заварочный чайник, чай, сахар кусковой, пирожки, баранки, картинки: самовары веселый и грустный, чайные пары; презентация «Виды самоваров», ИКТ.

Музыкальный ряд: русская народная мелодия.

 

Ход НОД:

I. Проблемная ситуация.

(Под звуки  русской  народной  мелодии дети заходят в группу, обращаются к воспитателю – хозяюшке)

- Здравствуй, добрая хозяюшка!  Ты, позволь, хозяюшка, нам в хату войти.

Хозяюшка (воспитатель):

- Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Проходите, погостите в нашей хате.

  (дети садятся на скамейки)

Хозяюшка:

- А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку:

Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Он шипит и кипит,

 Всем чай пить велит.

Дети: Самовар

Хозяюшка: Да это самовар

В моей хате печка – матушка,

А самовар – батюшка.

II. Виды деятельности.

1. Беседа «Из истории самовара».

- Что ни говори, любили наши дедушки и бабушки на печи полежать, но особенно у самовара посидеть, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. А в праздник вся семья у самовара.

Самовары в русской деревне очень ценились, их наличие в семье говорило о её  благополучии, достатке. Хорошие самовары давались дочерям в приданое.

И…  у меня есть друг зеркальный

Сроду не был он печальный

И хотя он очень рыжий

Он не немец, не поляк

Он из Тулы – он туляк!

Говорят ему сто лет

Но совсем он не скелет

И румян он, и пузат

Как сто лет тому назад.

Все его, кто с ним знаком

Почитают остряком

Кто взглянуть в него захочет

Ну-ка быстро посмотри:

Узнаешь себя внутри.

Если нос у вас курнос –

Расплывется, как поднос

Ну, а если длинный нос

Он повиснет, как вопрос.

Узнаете эти груши

Не пугайтесь – это уши.

Вы на друга  дуться бросьте

Заходите чаще в гости

Все мальчишки здешних мест

Знают, что он шишки ест.

Он сперва воды напьется,

А потом глотнёт огня

А потом вдруг так займется

На крылечке у меня

Засопит и забормочет

Запоет и закипит

Всех, кто чаю выпить хочет

Он от пуза угостит

Утром чай, в обед и в ужин

Вот таков его товар

Он всегда нам очень нужен

Щедрый, добрый (самовар)

- Дети, а почему он так называется самовар? (самовар сам варит, т.е. кипятит воду).

-Вспомните, в каком городе появился самовар? (в Туле)

- Да ребята, его родиной считают город Тулу. Их делали разными, и большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали разную форму ручкам и краникам, я вам покажу и расскажу.

2.Презентация « Виды самоваров»

 - Какими были самовары?

- Тульский самовар…

- Самовары бывают жаровые, в них кипятили воду с помощью огня, поэтому он называется жаровый.

-Это электрические самовары, в этих самоварах кипятят воду с помощью электричества.

- Ребята, скажите в наше время чаще, какой используют самовар электрический или жаровый? ( Электрический)

- Формы самоваров, так же были разными, наиболее чаще встречались самовары  « Бочонком» или « Тюльпан».

- « Желудь», « Арбуз».

- А богатые люди могли себе позволить не обычные самовары, в форме

 « Паровоза» или « Петуха»

- Этот назывался « Чайник» самовар

-  А так же самовары « Вокруг света».

- Самовары « Кратер».

- Самовар « Ваза Флорентийская».

- Самовар «Дорожный или Многогранник»

- Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта.

 

3.Традиции чаепития в России.

- Раньше  самовар, начищенный до блеска,  устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола. Заварочный чайник ставился на конфорку.  На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь. Чашку надо было наливать до краев, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением.

- Пока чай заваривается, давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Самовар».

4.Физминутка. Игра «Самовар»

Дети: (хором) Самовар, самовар!

Старый медный самовар

Может, стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя быть может жар?

Все стоишь

Да пыхтишь,

Все никак не закипишь.

Самовар (ребёнок): Что вы, что вы

Как не стыдно

Даже слышать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас рас-ки-пя-чусь!

Всё во мне уже клокочет,

Всё кипит…

Кто чаю хочет?

Дети: (хором) Наливай, получай

Самый вкусный

Свежий чай.

5.Продуктивная деятельность

- Самовар закипел, чай готов и тесто есть. Что нам надо сделать? 

Дети: слепить угощение к чаю.

-А  вы знаете, что чай  на Руси  любили пить с баранками.

-А давайте и мы с вами испечем баранки.

-Из чего мы будем лепить баранки? (Из теста)

-А тесто из чего делают? (Из муки, молока, яиц, сахара и соли).

6. Пальчиковая гимнастика: «В гости».

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак.  В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

- Вот теперь наши пальчики дружные, и у них получатся красивые баранки.

 Дети приступают к работе за столами, на которых разложены дощечки с кусочками теста.

7. Самостоятельная работа.

Хозяюшка:

 Молодцы, давайте положим баранки на поднос я поставлю в нашу печь. Чтобы они испеклись. А сами поиграем(готовые работы выкладываем на поднос, воспитатель ставит в печь баранки).

8. Дидактическая игра «Мы танцуем у печи».

Чи-чи-чи (3 хлопка по бёдрам)

Мы танцуем у печи (4 прыжка на одной ноге)

Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)

Возле печки горячо (4 прыжка в сторону)

Ча-ча-ча (3 хлопка перед собой)

Дай нам, печка, калача (2 приседания)

Чи-чи-чи (3 хлопка по коленка)

Сушки наши горячи (4 прыжка на месте)

Чу-чу-чу (3 хлопка перед собой)

Всех баранкой угощу (ходьба на месте)

III. Рефлексия.

- Давайте посмотрим, испеклись ли наши баранки?

- Ребята, смотрите,  какие красивые баранки у нас получились. Пока наши баранки остывают к чаю, давайте поговорим.

- Что нового и интересного вы узнали?

- У меня есть шкатулка, а в шкатулке  чашечки с блюдцами, вот два самовара весёлый и грустный, если вам понравилось наше занятие, то вы крепите чайную пару к веселому самовару, а если не понравилось,  то к грустному самовару.

- Мы гостей всегда встречаем

Все: чаем, чаем, чаем

- Первым делом угощаем

Все: чаем, чаем, чаем

- И в накладку, и в прикуску

Все: пейте чай, друзья, по-русски!

10 января 2017 в 00:29

Прикреплённые файлы:

Документ: СТРАНИЧКА УЧАСТНИКА КОНКУРСА "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2017" Четвертновой Елены Михайловны

Описание файла:

Файл называется: otkrytoe-zanjatie-samovar_kfp2e.docx

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)», в нём содержится СТРАНИЧКА УЧАСТНИКА КОНКУРСА "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2017" Четвертновой Елены Михайловны.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.