МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)
|
СТРАНИЧКА УЧАСТНИКА КОНКУРСА "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2017" Четвертновой Елены МихайловныКонспект НОД по познавательному развитию в старшей группеЕлена Четвертнова
Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: познавательно-развивающее. Тема: «Самовар кипит – уходить не велит» Форма проведения занятия: фронтальное. Цель: обобщать и систематизировать знание детей об истории самовара, его происхождении, о традициях употребления чая в России с учетом регионального компонента. Задачи: Обучающие: - Формировать познавательный интерес, к прошлому, внимание в беседе, внимательно слушая и высказываясь на тему из личного опыта; Развивающие: - Развивать логическое мышление и воображение. - Развивать связанную речь. - Развивать творческие навыки в процессе изготовления угощения к чаю. Воспитательные: - Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям. Словарная работа: конфорка, кусковой сахар,баранки (бублики, хата, самовар, тульский, жаровый. Предшествующая работа: занятие по экологии «Зелёная аптека»; дидактические игры: «Сложи картинку», «Угадай на вкус»; рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом»; заучивание стихов, пословиц, поговорок о самоваре и чае. Материалы и оборудование к занятию: самовары: жаровый и электрический; чашки, блюдца, сахарница, заварочный чайник, чай, сахар кусковой, пирожки, баранки, картинки: самовары веселый и грустный, чайные пары; презентация «Виды самоваров», ИКТ. Музыкальный ряд: русская народная мелодия. Ход НОД: I. Проблемная ситуация. (Под звуки русской народной мелодии дети заходят в группу, обращаются к воспитателю – хозяюшке) - Здравствуй, добрая хозяюшка! Ты, позволь, хозяюшка, нам в хату войти. Хозяюшка (воспитатель): - Здравствуйте, гости дорогие Гости званные и желанные. Красивые и молодые, Застенчивые и боевые. Гости на пороге-хозяйке радость. Проходите, погостите в нашей хате. (дети садятся на скамейки) Хозяюшка: - А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку: Стоит толстячок, Подбочивши бочок, Он шипит и кипит, Всем чай пить велит. Дети: Самовар Хозяюшка: Да это самовар В моей хате печка – матушка, А самовар – батюшка. II. Виды деятельности. 1. Беседа «Из истории самовара». - Что ни говори, любили наши дедушки и бабушки на печи полежать, но особенно у самовара посидеть, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. А в праздник вся семья у самовара. Самовары в русской деревне очень ценились, их наличие в семье говорило о её благополучии, достатке. Хорошие самовары давались дочерям в приданое. И… у меня есть друг зеркальный Сроду не был он печальный И хотя он очень рыжий Он не немец, не поляк Он из Тулы – он туляк! Говорят ему сто лет Но совсем он не скелет И румян он, и пузат Как сто лет тому назад. Все его, кто с ним знаком Почитают остряком Кто взглянуть в него захочет Ну-ка быстро посмотри: Узнаешь себя внутри. Если нос у вас курнос – Расплывется, как поднос Ну, а если длинный нос Он повиснет, как вопрос. Узнаете эти груши Не пугайтесь – это уши. Вы на друга дуться бросьте Заходите чаще в гости Все мальчишки здешних мест Знают, что он шишки ест. Он сперва воды напьется, А потом глотнёт огня А потом вдруг так займется На крылечке у меня Засопит и забормочет Запоет и закипит Всех, кто чаю выпить хочет Он от пуза угостит Утром чай, в обед и в ужин Вот таков его товар Он всегда нам очень нужен Щедрый, добрый (самовар) - Дети, а почему он так называется самовар? (самовар сам варит, т. е. кипятит воду). -Вспомните, в каком городе появился самовар? (в Туле) - Да ребята, его родиной считают город Тулу. Их делали разными, и большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали разную форму ручкам и краникам, я вам покажу и расскажу. 2. Презентация «Виды самоваров» - Какими были самовары? - Тульский самовар… - Самовары бывают жаровые, в них кипятили воду с помощью огня, поэтому он называется жаровый. -Это электрические самовары, в этих самоварах кипятят воду с помощью электричества. - Ребята, скажите в наше время чаще, какой используют самовар электрический или жаровый? (Электрический) - Формы самоваров, так же были разными, наиболее чаще встречались самовары «Бочонком» или «Тюльпан». - «Желудь», «Арбуз». - А богатые люди могли себе позволить не обычные самовары, в форме «Паровоза» или «Петуха» - Этот назывался «Чайник» самовар - А так же самовары «Вокруг света». - Самовары «Кратер». - Самовар «Ваза Флорентийская». - Самовар «Дорожный или Многогранник» - Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. 3. Традиции чаепития в России. - Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола. Заварочный чайник ставился на конфорку. На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь. Чашку надо было наливать до краев, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением. - Пока чай заваривается, давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Самовар». 4. Физминутка. Игра «Самовар» Дети: (хором) Самовар, самовар! Старый медный самовар Может, стал ты слишком стар? Иль ты болен? У тебя быть может жар? Все стоишь Да пыхтишь, Все никак не закипишь. Самовар (ребёнок): Что вы, что вы Как не стыдно Даже слышать мне обидно! Как сейчас разозлюсь, Как сейчас рас-ки-пя-чусь! Всё во мне уже клокочет, Всё кипит… Кто чаю хочет? Дети: (хором) Наливай, получай Самый вкусный Свежий чай. 5. Продуктивная деятельность - Самовар закипел, чай готов и тесто есть. Что нам надо сделать? Дети: слепить угощение к чаю. -А вы знаете, что чай на Руси любили пить с баранками. -А давайте и мы с вами испечем баранки. - Из чего мы будем лепить баранки? (Из теста) -А тесто из чего делают? (Из муки, молока, яиц, сахара и соли). 6. Пальчиковая гимнастика: «В гости». В гости к пальчику большому (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.) Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.) - Вот теперь наши пальчики дружные, и у них получатся красивые баранки. Дети приступают к работе за столами, на которых разложены дощечки с кусочками теста. 7. Самостоятельная работа. Хозяюшка: Молодцы, давайте положим баранки на поднос я поставлю в нашу печь. Чтобы они испеклись. А сами поиграем (готовые работы выкладываем на поднос, воспитатель ставит в печь баранки). 8. Дидактическая игра «Мы танцуем у печи». Чи-чи-чи (3 хлопка по бёдрам) Мы танцуем у печи (4 прыжка на одной ноге) Чо-чо-чо (3 хлопка над головой) Возле печки горячо (4 прыжка в сторону) Ча-ча-ча (3 хлопка перед собой) Дай нам, печка, калача (2 приседания) Чи-чи-чи (3 хлопка по коленка) Сушки наши горячи (4 прыжка на месте) Чу-чу-чу (3 хлопка перед собой) Всех баранкой угощу (ходьба на месте) III. Рефлексия. -Давайте посмотрим, испеклись ли наши баранки? -Ребята, смотрите, какие красивые баранки у нас получились. - Пока наши баранки остывают к чаю, подходите все ко мне. У меня есть шкатулка, а в шкатулке чашечки с блюдцами, вот два самовара весёлый и грустный, если вам понравилось наше занятие, то вы крепите чайную пару к веселому самовару, а если не понравилось, то к грустному самовару. - Мы гостей всегда встречаем Все: чаем, чаем, чаем - Первым делом угощаем Все: чаем, чаем, чаем - И в накладку, и в прикуску Все: пейте чай, друзья, по-русски! 10 января 2017 в 00:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.