МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 «Хорошее, качественное, современное  образование должно быть доступно каждому ребенку независимо от социального статуса семьи, места его рождения и проживания».

                                                                                    ( Президент РФ В.В.Путин )

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

 Прежде статус дошкольного образования не был определен, и юридически  оно не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло к нему относиться по достаточному принципу. Исходя их этого, Стандарт определяет цели и задачи.

Цели: повышение  социального статуса дошкольного образования, получение качественного образования.

Задачи: обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад  обязан:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность о целях  дошкольного  образования;

 - обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

- обеспечить вовлечение  семей непосредственно в образовательную деятельность, в  том числе посредством создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы.

- обсуждать с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?

Стандарт  – это совокупность обязательных требований:

- к  структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,

- к условиям реализации образовательной программы,

- к результатам освоения образовательной программы,

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы для утверждения. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются – образовательными областями:

- социально- коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно- эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет формирование  ребенка дошкольного возраста.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части рекомендуется не менее 60%; части, формируемой участниками  образовательных отношений  не более 40%.

Стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В стандарте сформулированы требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

Требования к психолого - педагогическим условиям следующие:

- уважение к человеческому достоинству детей,

- использование в  образовательной  деятельности  форм  и методов работы  с  детьми,  соответствующих  их  возрастным  и индивидуальным особенностям,

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей,

- защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Требования к материально - техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно – методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности.

Стандарт предъявляет требования к предметно-пространственной развивающей среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Кадровые условия предполагают непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три года проходить курсы повышения квалификации.

Финансовое обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует реализации образовательной программы.

Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.

Задача дошкольного образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в статье  64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Характеристики целевых ориентиров:

- инициативность и самостоятельность ребенка,

- уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

- способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,

- способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

В стандарте определены принципы, из которых самый важный  –  сохранение уникальности и самоценности детства как важного  этапа в общем развитии человека.  Дошкольное  детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

 Как изменятся взаимоотношения с родителями?

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить

важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.

Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.

Во-вторых, в приказе много положительного:

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

ПЛАН-ГРАФИК « ДОРОЖНАЯ КАРТА»
основных мероприятий по обеспечению реализации
в МКДОУ «Детский сад № 4» Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования

с 9 января  2014 года

Январь
2014

Февраль 2014

Март

2014

Апрель 2014

Май

 2014

Сентябрь
2014

Октябрь
2014

Ноябрь
2014

Декабрь 2014

1. Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС.

+

2.Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС.

+

3. Организация непрерывного повышения квалификации по тематике ФГОСов.

+

+

+

4. Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС.

+

+

+

5. Организация блока методических совещаний по изучению ФГОС.

+

+

+

+

6. Организация работы по разработке образовательной программы ДО.

+

+

+

7. Обсуждение и утверждение основной образовательной программы.

+

8. Презентация образовательной программы.

+

9.Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения ФГОС.

+

+

+

+

+

+

+

+

10. Изучение опыта работы пилотных площадок по ФГОС в сети Интернет.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11.Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ,

+

+

+

+

12. Обеспечение ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами ООП,

+

+

+

+

13. Обеспечение доступа педагогическим работникам к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

+

+

+

+

+

+

+

+

14.Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС.

+

15. Обеспечение контроля и публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС.

+

+

+

+

+

+

+

+

+


14 февраля 2017 в 15:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.