МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)
|
РОДИТЕЛЯМ: "Как рассказать ребенку о войне!"Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже почти семь десятилетий? Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн. На первый взгляд задача эта кажется простой только, на самом же деле, мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого.
О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребенку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди, которые говорят на разных языках. Будет проще, если вы уже ездили вместе путешествовать, и ребенок имеет представление о существовании разных наций. Не вдаваясь вподробности, особенно если вы говорите с совсем маленькими детьми, объясните, что у каждой страны есть правительство, которое в меру своих представлений о добре и зле управляет страной и её народом. Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпатьизобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек. В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробноговорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл - это тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь территории, расположенные далеко от линии фронта. Ребенок уверен, что сражаются на войне только Солдаты и Партизаны. Солдаты - люди, обученные в Армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны). Партизаны - люди, которых не взяли в армию по какой-то причине, но которые тоже хотят защищать страну. Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами и деревьями. Всё остальное население страны в военных действиях не участвует. Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам,
Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением,припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне. Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны. По мнению ребенка, враги - это единый неделимый монолит. Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги. И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств. Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи. Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы. Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия. Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобыначать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги. Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любоговрага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается. Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любаявойна ведется не просто так, а ради какой-то цели. Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства соседей. Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседскойтерритории. Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств, или потому, что правительство одного государства считает, что правительство другого государства делает что-то отвратительное и недопустимое. И только эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди,которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности. И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не позначимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная. Хотя ответ очевиден для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенкузначение слова «отечество», предложить ему подумать,почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно. В нашем поселке есть музей, где есть зал, посвященный военной тематике, Вы вместе с ребёнком можете его посетить. Окунуться в историю тех времён, взглянуть на вещи, которые пережили военные действия, прослушать интересную лекцию экскурсовода. Ну и конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный митинг, посвящённый 9 мая и Дню Победы. Посетите памятники павшим солдатам в нашем поселке, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самодельно или с Вашей помощью. Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени. Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадит на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях. Где встречать День Победы, 9 мая?Праздник Победы — это праздник памяти, чести, достоинства, праздник со слезами на глазах, это слезы радости и скорби одновременно. День Победы — это праздник, который касается всех людей нашей страны, так как у каждого из нас есть дедушки, бабушки и другие, более дальние родственники — участники войны, которые отдали свои жизни за самое дорогое, что есть у человека, — за жизнь и свободу сегодняшнего дня. Победа над фашизмом должна отмечаться в каждом доме, в каждой семье с достоинством и честью по отношению к погибшим. Но нельзя забывать, что Великая Победа — это дело не только погибших бойцов. В День Победы уместно в семье вспомнить подвиг русской женщины — матери или жены, сестры или подруги. Женщина оставалась дома за мужа, за кормильца, за работника продовольствия для фронта. Дни и ночи проводя за станком, бросая голодных детей одних, отдавая им свои последние крохи хлеба, женщина несла подвиг геройства и стойкости духа, не позволяла себе расслабляться, плакать, а об утратах горевала в одиночку. Это ли не заслуга в Победе, это ли не помощь в борьбе с врагом — эта большая заслуга, трудная работа, которую женщины военных лет молча несли на своих плечах. День Победы — это праздник, к которому необходимо готовиться тщательно и всей семьей. В этот день ветераны достают ордена и медали, готовят к параду военную форму. Младшему поколению уместно предложить им в этом свою помощь. Сделать это мягко, корректно, так как для многих ветеранов их военная форма, ордена и медали — единственная ниточка, которая соединяет их с погибшими на фронтах войны товарищами и друзьями. И относятся они к этим «атрибутам» с особенной нежностью и любовью. Многие ветераны накануне 9 Мая посещают различные школы, детские сады по приглашению, рассказывая о той войне, которую они видели своими глазами. Поэтому уместно оказать бабушке или дедушке-ветерану помощь в проведении или участии в мероприятии. Можно предложить им проводить их до школы, детского сада и обратно, позаботиться об их настроении. Постараться поддержать, если ветераны в самый разгар своей военной истории что-то перепутают или забудут, хотя многие из них свято хранят в памяти те страшные дни своей жизни. 11 мая 2017 в 13:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.