МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

О федеральных государственных образовательных стандартах

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) 

 


Зарегистрированов Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 октября 2013 г. N 1155

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОСТАНДАРТА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федеральногозакона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41 Положения оМинистерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33,ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральныхгосударственных образовательных стандартов и внесения в них изменений,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4377), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственныйобразовательный стандартдошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерстваобразования и науки Российской Федерации

от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введениив действие федеральных государственных требований к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N16299)

от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральныхгосударственных требований к условиям реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстицииРоссийской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).

3.Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден

приказомМинистерства образования

и науки РоссийскойФедерации

от 17 октября 2013 г. N 1155

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования (далее - Стандарт)представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольномуобразованию

Предметом регулирования Стандарта являются отношения всфере образования, возникающие при реализации образовательной программыдошкольного образования (далее - Программа)

Образовательная деятельность по Программе осуществляетсяорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальнымипредпринимателями (далее вместе - Организации)

Положения настоящего Стандарта могут использоватьсяродителями (законными представителями) при получении детьми дошкольногообразования в форме семейного образования

1.2.Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> изаконодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка<2>, в основе которых заложены следующие основные принципы:

--------------------------------

<1> Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2

<2> Сборник международных договоров СССР, 1993,выпуск XLVI.

 

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальностии самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизнизначимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит сребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующемупериоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характервзаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических ииных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детейданной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной иисследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающейхудожественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с егожизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условияполучения им образования (далее - особые образовательные потребности),индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе сограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапахее реализации.

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детскогоразвития;

2) построение образовательной деятельности на основеиндивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становитсяактивным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования (далее - индивидуализациядошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признаниеребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициямсемьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательныхдействий ребенка в различных видах деятельности;

8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрастуи особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5.Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей длякаждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качествадошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиямреализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре ирезультатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространстваРоссийской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраныи укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе ихэмоционального благополучия;

2) обеспеченияравных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в периоддошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числеограниченных возможностей здоровья);

3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начальногообщего образования);

4) созданияблагоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей итворческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединенияобучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил инорм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здоровогообраза жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельностии ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационныхформ дошкольного образования, возможности формирования Программразличной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей исостояния здоровья детей;

8) формированиясоциокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей.

1.7.Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программдошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализацииПрограммы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной)услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательнойдеятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования идополнительного профессионального образования педагогических работников, атакже проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) ввоспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, вразвитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений ихразвития.

1.8.Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

1.9. Программа реализуется на государственном языкеРоссийской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации народном языке из числа языков народов Российской Федерации. Реализация Программына родном языке из числа языков народов Российской Федерации не должнаосуществляться в ущерб получению образования на государственном языкеРоссийской Федерации.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

2.1. Программа определяет содержание и организациюобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольноговозраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна бытьнаправлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2.Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могутреализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программапсихолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основныххарактеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемыерезультаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможностидля его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативыи творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамии соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, котораяпредставляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организациейсамостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерныхпрограмм <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326).

При разработке Программы Организация определяетпродолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации всоответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельнуюнаполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группахразличные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течениесуток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного ипродленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возрастаот двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего временипребывания <1> детей в Организации.

<1> При круглосуточном пребывании детей в Группереализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня ивозрастных категорий детей

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитиеличности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности иохватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направленияразвития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативноеразвитие;

познавательноеразвитие;

речевоеразвитие;

художественно-эстетическоеразвитие;

физическоеразвитие.

Социально-коммуникативноеразвитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействияребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального иэмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированиеуважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществудетей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различнымвидам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.

Познавательноеразвитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательноймотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;развитие воображения и творческой активности; формирование первичныхпредставлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах иотношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве ивремени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине иОтечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественныхтрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностяхее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевоеразвитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащениеактивного словаря; развитие связной, грамматически правильнойдиалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитиезвуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство скнижной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различныхжанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетическойактивности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическоеразвитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия ипонимания произведений искусства (словесного, музыкального,изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения кокружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанияперсонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческойдеятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной идр.).

Физическоеразвитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной,в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитиетаких физических качеств, как координация и гибкость; способствующихправильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитиюравновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а такжес правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальныхпредставлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;становление ценностейздорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (впитании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек идр.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательныхобластей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различныхвидах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности- как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) -непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметамии познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен истихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

враннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры ссоставными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами ивеществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры сосверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовымипредметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

длядетей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности,таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие видыигры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы ифольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и наулице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальныхпроизведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детскихмузыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формыактивности ребенка.

2.8. СодержаниеПрограммы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенкадошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательнаясреда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себесамому.

2.9.Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участникамиобразовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими инеобходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексностьподхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательныхобластях (пункт 2.5Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений,должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельноучастниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детейв одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/иликультурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики,формы организации образовательной работы.

2.10. Объемобязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2.11. Программа включает три основных раздела:целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаетсяобязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.11.1. Целевойраздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоенияпрограммы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программыхарактеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннегои дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируюттребования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части,формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастныхвозможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей,а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, втом числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностямиздоровья).

2.11.2. Содержательныйраздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценноеразвитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии снаправлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательныхобластях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательныхпрограмм дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающихреализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средствреализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности попрофессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работапредусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны бытьпредставлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов икультурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива ссемьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболеесущественные с точки зрения авторов Программы.

ЧастьПрограммы, формируемая участниками образовательных отношений, может включатьразличные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числапарциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательныепотребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, вчастности, может быть ориентированана:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, вкоторых осуществляется образовательная деятельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форморганизации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуютпотребностям и интересам детей, а также возможностям педагогическогоколлектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивногообразования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми сограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия дляполучения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в томчисле механизмы адаптации Программы для указанных детей, использованиеспециальных образовательных программ и методов, специальных методическихпособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальныхкоррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений ихразвития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должныбыть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различныхкатегорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание имквалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровьяПрограммы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционнаяработа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностямиздоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной икомпенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными(комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития испецифические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям,не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данногораздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данногораздела определяется Организацией самостоятельно.

2.11.3. Организационный раздел должен содержать описаниематериально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическимиматериалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режимдня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенностиорганизации развивающей предметно-пространственной среды.

2.12. В случае если обязательная часть Программысоответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки насоответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представленаразвернуто в соответствии с пунктом 2.11Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательныхотношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующуюметодическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранныхучастниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форморганизации образовательной работы.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст еекраткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована народителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которыхориентирована Программа Организации, в том числе категории детей сограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматриваетособенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллективас семьями детей.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.1. Требованияк условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим,кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, атакже к развивающей предметно-пространственной среде.

Условия реализации Программы должны обеспечиватьполноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях,а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне ихэмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другимлюдям.

Указанные требования направлены на создание социальнойситуации развития для участников образовательных отношений, включая созданиеобразовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического ипсихического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

26 марта 2014 в 15:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.