МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Наталья Басина
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Обобщение опыта работы на завершающем этапе "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"

Здравствуйте уважаемые коллеги сегодня я представляю обобщение опыта

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.

В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развитияразвития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

В связи с этим, моя методическая тема – «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

1.2. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

требования ФГОС;

теоретические основы психологического развития дошкольников;

изучение методической литературы и опыта коллег;

апробирование новых методов и приёмов работы;

курсы повышения квалификации.

1.3. Новизна опыта

Новизна в моём опыте заключается в том, что дидактическая игра - является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста, так как это доступный, полезный и эффективный метод.

1.4. Теоретическая база опыта

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу…

А. С. Макаренко.

Многие выдающиеся педагоги и психологи придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игрразработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.

Изучив внимательно методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

II. Технология опыта

В моём опыте важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.

Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:

а) Дети должны четко понять, что от них требуется.

Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.

б) Показать свою заинтересованность.

И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых.

в) Поощрять ребенка.

Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания.

г) Игра должна быть в радость.

Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое.

Весь период, начиная с 2017 г. по 2019 г., я занималась изучением проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. Во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста активно формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая средней группой.

Увидев, эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта (их вы можете увидеть на экране:

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.

Следуя этой цели я поставила перед собой задачи:

изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».

создание образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактическую игру.

определение особенностей формирования и развития речи дошкольников с помощью дидактической игры;

выявление возможности способствовать развитию речи через дидактическую игру;

проведение диагностики речевого развития дошкольников;

анализ и коррекция формирования речи дошкольников.

2.2. Реализация ведущей идеи опыта

Реализацию ведущей идеи опыта я начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность,

в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха.

Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактическиеигры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д

В своей работе я использовала дидактическиеигры в разных видах деятельности:

в обучении правильному произношению;

в приобщении детей к художественной литературе;

в непосредственно образовательной деятельности;

в беседах;

в наблюдениях

в подвижных играх;

в играх на развитие мелкой моторики;

в театрализованной деятельности;

в минутках по безопасности;

в режимных моментах.

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например:

«Что перепутал художник?»«История в картинках»«Кто, какой?»«Что не так?»«Назови три слова»«Что вы видите вокруг?» и м. др.

Словесные игры «Зоопарк»«Это правда или нет?»«Составь описание»«Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово.

Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторикиразвития мышления и речи.

Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково»«Съедобный - несъедобный»«Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.

Для детей я так же подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.

2.3. Результативный компонент опыта

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.

Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников.

Дидактические игры сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогли воспитанникам преодолевать робость и застенчивость. Овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее. У детей появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим я могу утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития.

Данные показатели говорят о том, что дидактические игры - оптимальный приём для работы с детьми по формированию речевой активности детей дошкольного возраста.

На основании собственного опыта использования дидактических игр как средства развития речи детей был сделан следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития личности ребенка.


29 марта 2021 в 21:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.