Детский сад - это новое окружение,
новая обстановка, новы люди.
Адаптацией принято считать процесс вхождение ребёнка
в новую для него
среду и болезненное привыкание к её условиям. Ребёнок,
переходящий в
новые условия жизни в дошкольном учреждении,
переживает стрессовое
состояние, у него появляется торможение, возникают
ориентировочные
реакции, напряжённое состояние, ребёнок попадет
под целый комплекс
воздействий. Возникает синдром адаптации. Именно
в том, как организм
ребёнка выдержит приспособление к окружающей
среде, и заключается
значение адаптации для его дальнейшего здоровья.
Особое значение
в период адаптации и привыкания ребёнка к
условиям общественного
воспитания имеют и такие факторы как привычка
к режиму, уровень
культурно-гигиенических навыков.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
1 этап- подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приёма ребёнка в детский сад.
Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении
ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщается к новым
для него условиям.
2 этап - основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного образа
воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и
постараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение.
Факторы, влияющие на адаптацию.
В период адаптации следует учитывать следующие факторы:
Состояние здоровья и уровень развития
Возраст малыша.
Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию
ребёнка, правильного режима, соответствующего возраста.
Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему.
Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому –
целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов.
Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья,
какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому
важному этапу сами родители.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций.
Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит
скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого
боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится
неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш
боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут
о нем, уйдя из сада на работу.
Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев,
который прорывается наружу, написанный Сон. Вначале сон
отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька".
Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати.
По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать буквально
на лице.
Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит
контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта.
Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты
в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль -
и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации
у ребенка.
Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех
положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность,
как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
В три года эта деятельность тесно связана с игрой.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса
довольно редко сохраняется в пределах нормы.
Аппетит
Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже
его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок
объявляет голодовку.
Исход адаптации
Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок
с аппетитом ест; быстро засыпает, вовремя просыпается; играет.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка.:
если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок
растёт общительным и самостоятельным и период адаптации
заканчивается за 10-12 дней. Если у ребёнка слабо развита речь,
низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без
помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании
на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может
растянуться на месяц и более.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену
обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные
заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Средняя степень адаптации - в эту группу опадают дети без нервных
расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть.
Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую
благополучную группу - они посещают садик без особых потерь,
более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет
3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения,
которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и
незначительны, поэтому ребенок не болеет.