МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

Детско – родительские проекты: форма социального партнерства детского сада и семьи (копилка педагогического мастерства)


За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). 

Закон «Об образовании в РФ» определяет, что родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада. 

Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.

Создание условий для успешной работы с родителями, их совместной с детьми познавательно-исследовательской активности предусматривает формирование у родителей желания активно принимать участие в жизни группы и дошкольного учреждения. 

Самой удачной находкой в работе с родителями считаю проектную деятельность. 

Что же такое проект? 

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками (а в нашем случае и родителями) комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

На сегодняшний день метод проектов получает все более широкое применение в педагогической практике многих детских садов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей, родителей и педагогов.

Метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет огромную ценность:

- становясь активными участниками процесса обучения и воспитания своих детей, мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры чувствуют себя «хорошими родителями (бабушками и дедушками, братьями и сестрами)», поскольку вносят свой вклад в обучение и сами приобретают новые умения и знания

- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них

- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста

- появляется возможность закрепить в семье знания, полученные детьми в детском саду.

А у нас, педагогов, появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей для получения той или иной информации, увидеть, как взрослые члены семьи помогают своим малышам решать поставленные в ходе реализации различных проектов задачи. Именно здесь мы имеем возможность использования знаний и интересов родителей в процессе домашних заданий с детьми.

А что же ребенок познает в ходе совместного с родителями участия в реализации того или иного проекта?

- участие старших членов семьи в совместных делах доставляет детям особое удовольствие, направляет их на достижение результатов, благоприятствует их успехам

- расширяет социальный опыт ребенка и дает положительные модели для подражания

- дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.

Иногда родителей приходится просто «втягивать» в работу.

Так, например, мною в средней группе был реализован краткосрочный проект «Сохраним мы осень в банке». В ходе работы над проектом я предложила родителям вместе с детьми погулять в нашем лесу, но не просто так, а собрать для гербария красивые осенние листья, при этом нужно было точно знать с какого дерева этот лист. В свою очередь и на прогулках в детском саду мы с ребятней собирали не только листья деревьев, но и листья и семена лекарственных растений, которые растут на аптекарском огороде подготовительной к школе группы нашего сада.

Также родителям была дана консультация «Гербарий своими руками»

Заключительным этапом проекта стала выставка детско-родительских работ «Сохраним мы осень в банке». Я заготовила шаблоны листьев, желудей и тыквы, раздала их родителям и предложила, проявив фантазию, любым способом вместе с детьми раскрасить заготовки. Затем вот так красиво мы их оформили. И что очень отрадно, что идею предложили родители.

А как можно обойти стороной такое событие, как день рождения Дедушки Мороза? 

Вот еще одна тема краткосрочного проекта. Подарки для Дедушки мы с ребятами всю неделю мастерили в группе, а заключительная часть была возложена на родителей. Взяв подарок для дедушки Мороза домой (а это была рукавичка), родители на обратной стороне рукавички написали от имени сына или дочки письмо для дедушки, а ребенок положил ее на видное место на ночь. Утром, проснувшись, дети обнаружили, что рукавички нет… Чем не волшебство? Ведь для счастья ребенка так мало надо! 

Идея проекта «Братья наши меньшие» возникла после того, как мы с ребятами нашли на своем участке брошенного котенка. Сначала мы покормили его молоком, потом выкупали, а затем пристроили в хорошие руки.

 Целью этого проекта стало привлечение детей и родителей к проблемам охраны и защиты животных; организация и проведение совместных с родителями мероприятий творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира планеты. Показать окружающим своё отношение к проблеме.

Что же стало итогом реализации проекта?

- расширились представления детей об объектах живой природы Левокумского района

- обогатились знания детей о необходимости охраны «братьев наших меньших», они познакомились с Красной Книгой Ставропольского края.

- дети и взрослые были объединены общим делом – в процессе реализации акции «Протяни руку лапам» и подготовки выставки рисунков «Нарисую я ногами лошадь, краба и пчелу…»

- у детей активизировалась потребность в познавательной деятельности, расширился их кругозор.

- ребята поняли смысл фразы «мы в ответе за тех, кого приручили» - это бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Прежде чем браться за организацию любого проекта, необходимо в ходе анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, понять, что именно будет интересно и полезно для родителей.

 Особенность детско – родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощью, поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. 

Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.

И как без помощи семьи прививать детям патриотические, нравственные чувства? Чувства принадлежности к своей Родине? Все мы помним слова песни «С чего начинается Родина?». И все понимаем, да, она начинается с семьи в самом широком понимании этого слова, с места, где ты родился, где живешь. И здесь метод проектов станет главным помощником для закрепления социального партнерства детского сада и семьи 

Моя средняя группа имеет символическое название «Русская душа». 

В начале учебного года после согласования с родителями, мною был разработан долгосрочный проект «Моя семья – мое богатство». Проект был представлен родителям, одобрен ими. И работа закипела! Предварительной работой стало то, что совместными усилиями был разработан дизайн спортивных футболок нашей группы, приобретена ткань, логотипы. Одна из родительниц сшила их. 

Первым этапом реализации проекта стала акция «Моя семья» 

Вторым этапом был работа «Что в имени моем?». В ходе работы над этапом ребята познакомились со значением и тайной своих имен, узнали у родителей, почему и кто их так назвал.

Следующими этапами будут такие акции, как: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Наши новогодние традиции», «Зимние забавы с братьями и сестрами», «Папа и я – лучшие друзья», «Моя мама модница». Заключительным этапом проекта станет сбор документов, фотографий для оформления альбома Памяти нашей группы. В это альбом будут помещены сведения об участниках Великой Отечественной войны. По традиции нашей группы к празднику Победы будет оформлена онлайн презентация «Бессмертный полк».

Также будет создан альбом о папе нашего воспитанника – участника специальной военной операции.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.














2 декабря 2023 в 15:31

Прикреплённые файлы:

Документ: Детско – родительские проекты: форма социального партнерства детского сада и семьи (копилка педагогического мастерства)

Описание файла:

Файл называется: kopilka-pedagogicheskogo-masterstva-szhatyi_bta9g.pdf

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)», в нём содержится Детско – родительские проекты: форма социального партнерства детского сада и семьи (копилка педагогического мастерства).

Размер файла: 1,51 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.