МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)
|
«Региональная культура для детей дошкольного возраста».- семинар-практикумЦЕЛЬ: Обобщение опыта работы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4» по теме: «Региональная культура для детей дошкольного возраста». ИГРОВОЙ РЕКВИЗИТ: молоток аукциониста, денежные купоны, колокольчик. ХОД АУКЦИОНА. Ведущий: Уважаемы коллеги, мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы проводим Аукцион педагогических идей. Аукцион - это публичная продажа товара с использование торгов. Товар продается в присутствии многих желающих - покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию: · ведущий аукциона - старший воспитатель Клягина Н.В.; · аукционист – воспитатель Горина А.Н. · аукционеры - гости и работники детского сада, т.е. вы, уважаемые коллеги. Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки - купоны. У каждого из вас имеется по пять купонов. Итак, внимание! (Звенит колокольчик) Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями. Ведущий: Тема торгов «Региональная культура для детей дошкольного возраста» (Стук молотка). Сегодня на продажу выставлены следующие лоты: · «Старинная казачья кухня. Сладкие блюда молокан»; · «Народная кукла»; · «Казачья песня»; · «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с учетом регионального компонента»; · «Музейная педагогика». Практическая часть (Проводится игра «Комплименты») Ведущий: Посмотрите направо, посмотрите налево. Заметили ли вы, какие рядом с вами обаятельные и привлекательные дамы? Давайте сделаем друг другу комплименты. (Передавая мячик соседу справа, участник аукциона делают друг другу комплименты) Ведущий; Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки и у вас у всех хорошее настроение. А теперь мы представляем вашему вниманию ЛОТ № 1 «Старинная казачья кухня. Сладкие блюда молокан». Стартовая цена - 1 купон. Теоретическая часть. (Выступление старшего воспитателя Н.В.Клягиной) Старший воспитатель: Сегодня мы с интересом вглядываемся в предметы быта наших прапра… и родителей. Кто мы есть и откуда пошли? Ответить на этот вопрос помогает и старая фотография, и старинная песня, и забытый костюм, и национальная кухня. Особенности любой национальной кухни зависят от климатических условий, от бытового уклада, от местных традиций и, наконец, от личных пристрастий. Говоря о пище казаков - некрасовцев следует сказать, что она достаточно разнообразна и обильна. Ее употребление регулируется соблюдением церковных постов. Наша картотека кулинарных рецептов казаков - некрасовцев представлена следующими разделами: · Сладкие блюда · Пасхальный стол · Рыба - основной продукт питания · Поминальные блюда Рецепты молоканской кухни объединены в такие разделы: · Сладкие блюда · Изделия из теста ВЫВОД: Таким образом, знакомя дошкольников с особенностями национальной кухни на примере нашего поселка, мы также приобщаем детей к местным традициям, воспитываем любовь и уважение к прошлому. Практическая часть (Приготовление постного сладкого блюда казаков - плящинды) Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот № 1 «Старинная казачья кухня. Сладкие блюда молокан». Все рецепты собраны в нашем поселке. Надеемся, что тот, кто купит этот лот, сможет встретить и Рождество, и Пасху, и Масленицу вкусными блюдами некрасовцев и молокан, а ваши друзья и домашние будут приятно удивлены праздничным столом. (Победителю вручается заявленный лот) Ведущий: Представляем вашему вниманию ЛОТ № 2 «Народная кукла» Теоретическая часть (Выступление воспитателя Поповой И.П.) Воспитатель: Мир игрушки удивительно многообразный. С ее помощью ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Она тысячелетиями воспитывала ребенка и проверена детской любовью к ней. Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Старинные куклы выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Сегодня игрушки применяются как украшение дома и развлечения ребенка. Но игрушка - священный процесс познания мира, а значит, игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами дома. Игрушки, используемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки. Раньше был такой обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу - закрутку. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. Соорудив такую куколку, мама за две недели до родов укладывает ее в люльку и обе ждут, когда появится ребеночек. Куколка оберегала люльку от дурного глаза. В последствии ребенок с огромным удовольствием играл в свою куколку - оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Такую куколку наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. На Коляду, Рождество, а иногда на праздники, связанные с урожаем, изготавливали куколку - зернушку. Такая кукла имела глубокий символический смысл, обязательно наполнялась пшеницей и различными крупами, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. Так как именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский. Такая кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой - пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогала человеку верить в удачный год, а вера помогала человеку творить все необходимое для жизни. Каждая хозяйка умела мастерить куклу - травницу. Ее называли кубышка - травница. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Такая кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще ее ставили около кровати больному. Куклы - обереги жилища День и Ночь. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая - из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью - темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единое целое. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклы Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны - женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое (у кукол была одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в радости, и в горе). Раньше куклы - мартинички являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны. Кукол вязали парами: из белых ниток символ уходящей зимы, а из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на деревьях. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 веке в возрасте до 5 лет, как девочки, так и мальчики носили только длинную полотняную рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище. Традиционные куклы казаков - некрасовцев Дунютка и Игнатка. В Турции это были куклы - закрутки. Здесь, в России, в костюмы казаков обшивали вот такие фабричные куклы, сохраняя все детали костюма. ВЫВОД: таким образом, в игрушке, может быть, более чем в других видах народного творчества, очевидно единство ремесла и искусства. Если в одних местностях игрушки делали лишь для своих детей, то в других - на продажу, и тогда там возникали центры, в которых мастерство передавалось из поколения в поколение. Так формировались самобытные особенности местного искусства. Русская народная игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Практическая часть (Изготовление куклы - Бессонницы) Ведущий: итак, на продажу выставляется лот № 2 «Народная кукла». Стартовая цена - 2 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы, прилагается список литературы. (Победителю вручается покупка) Ведущий: Одним из видов региональной культуры является музыкальный фольклор, который применяют в работе с детьми как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности. Представляем вашему вниманию ЛОТ № 3 «Музыкальный фольклор». Теоретическая часть (Выступление музыкального руководителя Сижко Т.О.) Музыкальный руководитель: «Покажите, какие песни вы поете, и я скажу вам, что вас ждет впереди», - мог бы ответить тот, к которому обратились бы за судьбой народа. Для этого не нужно быть оракулом. «…И я скажу, чем вы больны», - продолжил бы другой, не будучи врачом. «…Я увижу, во что вы веруете, чему поклоняетесь, знаете ли вы границу между добром и злом», - мог бы похвастать третий В.Г.Распутин, писатель «Песня - это не писаная, а спетая история народа», - сказал классик и был прав. В песнях некрасовских казаков отражена вся их жизнь, их история. Из всех русских песен именно в казачьей в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком. Песня сопровождала казаков в течение всей их жизни. Лежа в колыбели, казак слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен - преданий об Игнате Некрасове и донских казаках. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у некрасовцев говорят, «играть» песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни «играют», а не поют, она ответила, что понятие «петь песни» связано с пением по нотам, а вот «играть» песни - это то, что идет от души и сердца, то, чему научились от своих дедов, бабушек и родителей. Некрасовское пение одноголосое. Женские голоса звучат в одном регистре с мужскими. Фонотека нашего ДОУ представлена такими песнями, как: · Исторические · Песни - былины · Карагодные · Крыловые · Беседные ВЫВОД: Таким образом, наш регион является хранилищем специфических культурных традиций казаков - некрасовцев и молокан. И сохранить эти традиции, передать их подрастающему поколению, научить их любить малую родину - самая главная задача нашего детского сада. Мы просто обязаны помочь ребенку осознать свою причастность к обществу, в котором он живет, открыть ему мир во всех его красках. Практическая часть (Проводится круговая игра «Лебедь») Аукционист: Итак, товар представлен, на продажу выставляется лот № 3 «Казачья песня». Стартовая цена - 2 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы – диск с песнями казаков-некрасовцев и сборник детского фольклора казаков-некрасовцев. (Победителю вручается покупка) Ведущий: Представляем вашему вниманию ЛОТ № 4 «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с учетом регионального компонента». Теоретическа (Выступление инструктора по ФИЗО Шкурко С.В.) Инструктор по физической культуре: Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же, как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю; они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Рассматривая народную игру в педагогическом аспекте, наш коллектив преследует следующую цель: совершенствуя физическое развитие, всемерно сохраняя и укрепляя здоровье ребенка, способствовать развитию Физкультурно-оздоровительной работы на материале своего региона. Из указанной цели вытекают следующие задачи: 1. Развивать двигательную активность, вызывать деятельное состояние детского организма, повышать жизненный тонус. 2. Совершенствовать физические качества дошкольников, развивать внимание, наблюдательность, пространственную ориентировку. 3. Воспитывать у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений. 4. Воспитывать интерес к традициям других народов, проживающих в нашем регионе. ВЫВОД: таким образом, систематическое использование игр своего региона содействует воспитанию у детей чувства прекрасного, формированию эстетического вкуса, умению понимать и ценить красоту родной природы, воспитанию любви к своей малой родине. Практическая часть (Проводится игра казаков - некрасовцев «Веревыщка». Считалкой выбирается тот, кто будет в кругу) Считалка: Села баба на баран. Поехала по горам, Встретилися гости Мягкие кости. Постой, баба, ня бяги, Подай наши пироги: С луком и перцем, С собачьим сердцем. Девка - татарка Побегла по лавкам Там, там пироги пякуть Не по-нашему, колобашему Шишел - вышел. Игра. Играют, образовав круг. Берутся за веревочку. Водящий выходит в середину круга. Для того, чтобы он опять вошел в общую цепь, необходимо ударить кого-либо из держащих веревочку по руке. По правилам игры с веревочки нельзя убирать сразу обе руки. Ведущий: Итак, на продажу выставляется лот №4 «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ с учетом регионального компонента». Стартовая цена - 1 купон. Вместе с лотом продаются практические материалы - описание опыта работы нашего ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе с учетом регионального компонента и игротека игр нашего региона, прилагается список используемой литературы. (Победителю вручается покупка) Ведущий: Представляем вашему вниманию ЛОТ №5 «Музейная педагогика». Стартовая цена - 2 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы по музейной педагогике (сценарии экскурсий, план работы выставочного комплекса мини-музея «Горница»). Теоретическая часть (Выступление заведующей ДОУ А.А.Козека) Выступление заведующей ДОУ: Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи, образовательная функция которых неоспорима. Но как сделать так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активное взаимодействие детей, их родителей и педагогов в процессе создания экспозиций. Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музейного дела. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Процесс подбора экспонатов очень кропотливый и длительный. Только творчество и огромный интерес к работе педагогов и родителей позволяет осуществить все намеченное и задуманное. Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов: · принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию; · принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельности людей и пр.; · коммуникативно - информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста. В нашем мини-музее «Горница» разработаны материалы по следующим экспозициям: Раздел «Русский быт»: · «История русской ложки» · «Золотая Хохлома» Раздел «Быт казаков - некрасовцев» · «Кухонная утварь» · «Одежда» · «Куклы» Раздел «Рукоделие молокан» · «Традиционная вышивка молокан» ВЫВОД: Таким образом, организация музея в ДОУ помогает развивать интеллект дошкольников, прививает им чувства любви к своим корням и традициям, привлекает к сотрудничеству, как педагогов, так и родителей. Практическая часть (Для просмотра предлагается экскурсия к экспозиции на тему: «Одежда казаков - некрасовцев») Аукционист: Итак, на продажу выставляется последний ЛОТ № 5 «Музейная педагогика». Стартовая цена - 2 купона. (Победителю вручается покупка) Заключение Ведущий: Вот и завершился Аукцион педагогических идей. Сегодня вы познакомились с опытом работы нашего детского сада по содержанию образовательной региональной культуры для детей дошкольного возраста. А так же имели возможность купить понравившийся вам лот с практическим приложением. Поздравляем вас с удачными покупками. Аукционист: Аукцион закрыт! (Стук молотка) 8 января 2013 в 00:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.