МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

«Региональная культура для детей дошкольного возраста».- семинар-практикум

ЦЕЛЬ:

Обобщение опыта работы МДОУ «Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  художественно-эстетического направления развития детей № 4»

по теме: «Региональная культура для  детей дошкольного возраста».

ИГРОВОЙ РЕКВИЗИТ: молоток аукциониста, денежные купоны, колокольчик.

ХОД АУКЦИОНА.

Ведущий: Уважаемы коллеги, мы рады приветствовать вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы проводим Аукцион педагогических идей.

Аукцион - это публичная продажа товара с использование торгов. Товар продается в присутствии многих желающих - покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.

Представляем вашему вниманию:

· ведущий аукциона - старший воспитатель Клягина Н.В.;

· аукционист – воспитатель Горина А.Н.

· аукционеры - гости и работники детского сада, т.е. вы, уважаемые коллеги.

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки - купоны. У каждого из вас имеется по пять купонов. Итак, внимание!

(Звенит колокольчик)

Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

Ведущий: Тема торгов «Региональная культура для детей дошкольного возраста» (Стук молотка). Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:

· «Старинная казачья кухня. Сладкие блюда молокан»;

· «Народная кукла»;

· «Казачья песня»;

· «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с учетом регионального компонента»;

·  «Музейная педагогика».

Практическая часть

(Проводится игра «Комплименты»)

Ведущий: Посмотрите направо, посмотрите налево. Заметили ли вы, какие рядом с вами обаятельные и привлекательные дамы? Давайте сделаем друг другу комплименты.

(Передавая мячик соседу справа, участник аукциона

делают друг другу комплименты)

Ведущий;  Я очень рада, что на ваших лицах появились улыбки и у вас у всех хорошее настроение.

А теперь мы представляем вашему вниманию ЛОТ № 1

«Старинная казачья кухня. Сладкие блюда молокан».

Стартовая цена - 1 купон.

Теоретическая часть.

(Выступление старшего воспитателя Н.В.Клягиной)

Старший воспитатель:

Сегодня мы с интересом вглядываемся в предметы быта наших прапра… и родителей. Кто мы есть и откуда пошли? Ответить на этот вопрос помогает и старая фотография, и старинная песня, и забытый костюм, и национальная кухня.

Особенности любой национальной кухни зависят от климатических условий, от бытового уклада, от местных традиций и, наконец, от личных пристрастий. Говоря о пище казаков - некрасовцев следует сказать, что она  достаточно разнообразна и обильна. Ее употребление регулируется соблюдением церковных постов.

Наша картотека кулинарных рецептов казаков - некрасовцев представлена следующими разделами:

· Сладкие блюда

· Пасхальный стол

· Рыба - основной продукт питания

· Поминальные блюда

Рецепты молоканской кухни объединены в такие разделы:

· Сладкие блюда

· Изделия из теста

ВЫВОД: Таким образом, знакомя дошкольников с особенностями национальной кухни на примере нашего поселка, мы также приобщаем детей к местным традициям, воспитываем любовь и уважение к прошлому.

Практическая часть

(Приготовление постного сладкого блюда казаков - плящинды)

Аукционист: Итак, на продажу выставляется лот № 1 «Старинная казачья кухня. Сладкие блюда молокан». Все рецепты собраны в нашем поселке. Надеемся, что тот, кто купит этот лот, сможет встретить и Рождество, и Пасху, и Масленицу вкусными блюдами некрасовцев и молокан, а ваши друзья и домашние будут приятно удивлены праздничным столом.

  (Победителю вручается заявленный лот)

Ведущий:  Представляем вашему вниманию ЛОТ  № 2

«Народная кукла»

Теоретическая часть

(Выступление воспитателя  Поповой  И.П.)

Воспитатель:

Мир игрушки удивительно многообразный. С ее помощью ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Она тысячелетиями воспитывала ребенка и проверена детской любовью к ней. 

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Старинные куклы выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Сегодня игрушки применяются как украшение дома и развлечения ребенка. Но игрушка - священный процесс познания мира, а значит, игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами дома.

Игрушки, используемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Раньше был такой обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу - закрутку. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. Соорудив такую куколку, мама за две недели до родов укладывает ее в люльку и обе ждут, когда появится ребеночек. Куколка оберегала люльку от дурного глаза. В последствии ребенок с огромным удовольствием играл в свою куколку - оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Такую куколку наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку.

На Коляду, Рождество, а иногда на праздники, связанные с урожаем, изготавливали куколку - зернушку. Такая кукла имела глубокий символический смысл, обязательно наполнялась пшеницей и различными крупами, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. Так как именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский. Такая кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой - пояском (с магическим орнаментом:  вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогала человеку верить в удачный год, а вера помогала человеку творить все необходимое для жизни.

Каждая хозяйка умела мастерить куклу - травницу. Ее называли кубышка - травница. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Такая кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще ее ставили около кровати больному.

Куклы - обереги жилища День и Ночь. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая - из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью - темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единое целое.

Большое значение на Руси имели свадебные куклы. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклы Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны - женское и мужское начало соединялись  в неразрывное целое (у кукол была одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в радости, и в горе).

Раньше куклы - мартинички являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны. Кукол вязали парами: из белых ниток символ уходящей зимы, а из красных - символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на деревьях.

Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 веке в возрасте до 5 лет, как девочки, так и мальчики носили только длинную полотняную рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

Традиционные куклы казаков - некрасовцев Дунютка и Игнатка. В Турции это были куклы - закрутки. Здесь, в России, в костюмы казаков обшивали вот такие фабричные куклы, сохраняя все детали костюма.

ВЫВОД: таким образом, в игрушке, может быть, более чем в других видах народного творчества, очевидно единство ремесла и искусства. Если в одних местностях игрушки делали лишь для своих детей, то в других - на продажу, и тогда там возникали центры, в которых мастерство передавалось из поколения в поколение. Так формировались самобытные особенности местного искусства. Русская народная игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа.

Практическая часть

 (Изготовление куклы - Бессонницы)

Ведущий: итак, на продажу выставляется лот № 2 «Народная кукла». Стартовая цена - 2 купона. Вместе с лотом продаются практические материалы, прилагается список литературы.

  (Победителю вручается покупка)

Ведущий: Одним из видов региональной культуры является музыкальный фольклор, который применяют в работе с детьми как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности. Представляем вашему вниманию ЛОТ  № 3

«Музыкальный фольклор».

Теоретическая часть

(Выступление музыкального руководителя Сижко Т.О.)

Музыкальный руководитель:

«Покажите, какие песни вы поете,

  и я скажу вам, что вас ждет впереди», - мог бы ответить тот, к которому обратились бы за судьбой народа. Для этого не нужно быть оракулом.

«…И я скажу, чем вы больны», -

продолжил бы другой, не будучи врачом.

«…Я увижу, во что вы веруете, чему

  поклоняетесь, знаете ли вы границу

  между добром и злом», -

мог бы похвастать третий

В.Г.Распутин, писатель

«Песня - это не писаная, а спетая история народа», - сказал классик и был прав. В песнях некрасовских казаков отражена вся их жизнь, их история. Из всех русских песен именно в казачьей в такой полноте и яркости сохранились свидетельства событий многовековой давности, описанных живым, эмоциональным, понятным языком.

Песня сопровождала казаков в течение всей их жизни. Лежа в колыбели, казак слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен - преданий об Игнате Некрасове и донских казаках. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у некрасовцев говорят, «играть» песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни «играют», а не поют, она ответила, что понятие «петь песни» связано с пением по нотам, а вот «играть» песни - это то, что идет от души и сердца, то, чему научились от своих дедов, бабушек и родителей.

Некрасовское пение одноголосое. Женские голоса звучат в одном регистре с мужскими.

Фонотека нашего ДОУ представлена такими песнями, как:

· Исторические

· Песни - былины

· Карагодные

· Крыловые

· Беседные

ВЫВОД: Таким образом, наш регион является хранилищем специфических культурных традиций казаков - некрасовцев и молокан. И сохранить эти традиции, передать их подрастающему поколению, научить их любить малую родину - самая главная задача нашего детского сада. Мы просто обязаны помочь ребенку осознать свою причастность к обществу, в котором он живет, открыть ему мир во всех его красках.

Практическая часть

 (Проводится круговая игра «Лебедь»)

Аукционист: Итак, товар представлен, на продажу выставляется лот № 3 «Казачья песня». Стартовая цена - 2 купона.

Вместе с лотом продаются практические материалы – диск  с песнями казаков-некрасовцев и сборник детского фольклора казаков-некрасовцев.

 (Победителю вручается покупка)

Ведущий: Представляем вашему вниманию ЛОТ  № 4

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с учетом регионального компонента».

  Теоретическа

(Выступление инструктора по ФИЗО Шкурко С.В.)

Инструктор по физической культуре:

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же, как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю; они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Рассматривая народную игру в педагогическом аспекте, наш коллектив преследует следующую цель: совершенствуя физическое развитие, всемерно сохраняя и укрепляя здоровье ребенка, способствовать развитию Физкультурно-оздоровительной работы на материале своего региона.

Из указанной цели вытекают следующие задачи:

1. Развивать двигательную активность, вызывать деятельное состояние детского организма, повышать жизненный тонус.

2. Совершенствовать физические качества дошкольников, развивать внимание, наблюдательность, пространственную ориентировку.

3. Воспитывать у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений.

4. Воспитывать интерес к традициям других народов, проживающих в нашем регионе.

ВЫВОД: таким образом, систематическое использование игр своего региона содействует воспитанию у детей чувства прекрасного, формированию эстетического вкуса, умению понимать и ценить красоту родной природы, воспитанию любви к своей малой родине.

 Практическая часть

  (Проводится игра казаков - некрасовцев «Веревыщка».

Считалкой выбирается тот, кто будет в кругу)

Считалка: Села баба на баран.

Поехала по горам,

Встретилися гости

Мягкие кости.

Постой, баба, ня бяги,

Подай наши пироги:

С луком и перцем,

С собачьим сердцем.

Девка - татарка

Побегла по лавкам

Там, там пироги пякуть

Не по-нашему, колобашему

Шишел - вышел.

Игра. Играют, образовав круг. Берутся за веревочку. Водящий выходит в середину круга. Для того, чтобы он опять вошел в общую цепь, необходимо ударить кого-либо из держащих веревочку по руке. По правилам игры с веревочки нельзя убирать сразу обе руки.

Ведущий: Итак, на продажу выставляется лот №4 «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ с учетом регионального компонента». Стартовая цена - 1 купон. Вместе с лотом продаются практические материалы - описание опыта работы нашего ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе с учетом регионального компонента и игротека игр нашего региона, прилагается список используемой литературы.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: Представляем вашему вниманию ЛОТ  №5 «Музейная педагогика».

 Стартовая цена - 2 купона.

 Вместе с лотом продаются практические материалы по музейной педагогике (сценарии экскурсий, план работы выставочного комплекса мини-музея «Горница»).

Теоретическая часть

(Выступление заведующей  ДОУ А.А.Козека)

Выступление заведующей ДОУ:

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи, образовательная функция которых неоспорима. Но как сделать так, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активное взаимодействие детей, их родителей и педагогов в процессе создания экспозиций.

Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музейного дела. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте  существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание.

Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

Процесс подбора экспонатов очень кропотливый и длительный. Только творчество и огромный интерес к работе педагогов и родителей позволяет осуществить все намеченное и задуманное.

Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:

· принцип научности.  Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию;

· принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельности людей и пр.;

· коммуникативно - информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста.

В нашем мини-музее «Горница» разработаны материалы по следующим экспозициям:

Раздел «Русский быт»:

· «История русской ложки»

· «Золотая Хохлома»

Раздел «Быт казаков - некрасовцев»

· «Кухонная утварь»

· «Одежда»

· «Куклы»

Раздел «Рукоделие молокан»

· «Традиционная вышивка молокан»

ВЫВОД: Таким образом, организация музея в ДОУ помогает развивать  интеллект дошкольников, прививает им чувства любви к своим корням и традициям, привлекает к сотрудничеству, как педагогов, так и родителей.

Практическая часть

 (Для просмотра предлагается экскурсия к экспозиции на тему:

  «Одежда казаков - некрасовцев»)

Аукционист: Итак, на продажу выставляется последний ЛОТ № 5 «Музейная педагогика». Стартовая цена - 2 купона.

(Победителю вручается покупка)

Заключение

Ведущий: Вот и завершился Аукцион педагогических идей. Сегодня вы познакомились с опытом работы нашего детского сада по содержанию образовательной региональной культуры для детей дошкольного возраста. А так же имели возможность купить понравившийся вам лот с практическим приложением. Поздравляем вас с удачными покупками.

Аукционист: Аукцион закрыт! (Стук молотка)

8 января 2013 в 00:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.