МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

Программа развития на 2014-2017 г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

«ПРИНЯТО»: «УТВЕРЖДЕНО»:

на заседании педагогического совета заведующий

Протокол № ____ МКДОУ «Детский сад  № 4»

от «__» ____________ 20__ года ______________А.А.Козека

Пр. №___ от «___» ______ 20___ г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МКДОУ «Детский сад № 4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

на 2014 - 2017 учебный год

п. Новокумский

2014 г.

Автор программы: А.А.Козека - заведующий МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

В программе представлен теоретический и практический материал по перспективному развитию муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Представленный материал позволяет  внедрение новых подходов и педагогических технологий, обусловливает  возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

МКДОУ «Детский сад № 4»

Левокумского муниципального района

 Ставропольского края

Наименование программы - Программа развития МКДОУ «Детский сад № 4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

п. Новокумский на 2014 — 2017 гг.

Основание для разработки программы:

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Письмо Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Письмо  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г.);

Устав МКДОУ «Детский сад № 4»;

Концепция дошкольного воспитания.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24.06.98 г. № 124 ФЗ.

Лицензия на образовательную деятельность.

Цель программы:

 

Создание модели инновационного ДОУ, функционирующего в режиме непрерывного развития, способствующего полноценному развитию и социализации дошкольника, что в свою очередь обеспечивает равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Задачи программы:

 

1. Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных услуг.

2. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

3. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.

4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива ДОУ.

5. Привести в соответствие с современными требованиями предметно-развивающую среду детского сада.

6. Создание единого социально - культурного пространства воспитания и общения в ДОУ и семье, расширение знаний родителей по вопросам социализации и воспитания ребенка.

7. Осуществление преемственности образования между ДОУ и средней общеобразовательной школой.

8. Предоставление воспитанникам детского сада дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и творческое развитие детей.

9. Совершенствование материально-технической базы ДОУ, компьютеризация образовательного процесса.

Сроки реализации программы с января  2014 г. по декабрь 2017 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

 

- оптимизация условий организации образовательного процесса в ДОУ (развивающая среда, методическое сопровождение и др.);

- повышение качества управления ДОУ;

- всестороннее воспитание детей, развитие социальной компетентности и подготовка детей к обучению в школе;

- создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, развитие его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей, реализация образовательных программ;

- совершенствование профессионального мастерства педагогов с внедрением наиболее активных форм и методов работы;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей, расширение знаний родителей по вопросам социализации и воспитания ребенка;

- пополнение и дальнейшее укрепление материально-технической базы ДОУ;

- высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей

дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития:

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг;

- реализация инновационных технологий;

- информатизация процесса образования: подключение к сети Интернет, создание сайта детского сада, использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения воспитания дошкольников;

- участие коллектива учреждение в грантах, проектах и конкурсах разного уровня;

- снижение уровня заболеваемости воспитанников ДОУ, здоровьесберегающая инфраструктура детского сада;

- обеспечение 100% укомплектованности штатов (достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса (90% аттестованных, 100% охват курсовой подготовкой);

- системное взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта с целью повышения качества образования, обеспечения внедрения инноваций из разных областей науки и практики в образовательный процесс детского сада;

- механизм оценки качества дошкольного образования с учетом востребованности на рынке образовательных услуг.

Система организации контроля за исполнением программы

 

Создание Инициативной группы с целью прослеживания результатов, сроков выполнения запланированных мероприятий, корректировка и внесение изменений в план Программы развития.

Администрация образовательного учреждения осуществляет:

- организацию текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов реализации Программы);

- проведение своевременной коррекции и регуляции хода реализации Программы на основании полученных данных;

- сбор, обработка и интерпретация данных;

- организацию рефлексивной деятельности участников реализации Программы.

Финансирование

 

Объемы и источники финансирования в пределах бюджетных и привлеченных средств, обеспечение прозрачности отчета об эффективности их расходования.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Пояснительная записка …………………………………... стр. 8-12

Раздел 2. Информационная справка дошкольного образовательного учреждения ................................................................................................ стр. 13

Раздел 3. Анализ деятельности ДОУ

3.1. Анализ материально-технической базы

3.2. Анализ кадрового обеспечения

3.3. Анализ воспитательно-образовательной работы в ДОУ

3.4. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды дошкольного образовательного учреждения. SWOT –анализ.

3.5. Анализ состояния и потенциала дошкольного образовательного учреждения. SWOT –анализ.

Раздел 4. Концепция развития дошкольного образовательного учреждения

4.1. Базисные основы деятельности дошкольного образовательного учреждения

4.2. Воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения

4.3. Управление дошкольным образовательным учреждением

Раздел 5. Стратегия реализации Программы

5.1.Этапы реализации Программы развития

5.2. Система мероприятий по реализации Программы развития дошкольного образовательного учреждения

5.3. Контроль за реализацией Программы развития

5.4. Бизнес-план реализации Программы

Раздел 1. Пояснительная записка

 

Сегодня состояние дошкольного образования в России можно охарактеризовать как переходное. Детский сад должен быть конкурентоспособным и престижным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе, стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования России, является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Успешность решения поставленных задач зависит от действий конкретных образовательных учреждений, руководителей, педагогов.

Планирование и прогнозирование – основа управления, важная стадия управленческого цикла на всех уровнях руководства образовательным учреждением.

Программа развития ДОУ является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, этапа работы ДОУ в режиме развития.

С помощью Программы развития коллектив детского сада реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность деятельности ДОУ.

Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения на педсовете принял решение о разработке программы развития МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края на период с 2014 по 2017 годы.

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации Программы. Желание обновления системы управления дошкольным образовательным учреждением в соответствии с современными требованиями явилось причиной разработки Программы развития ориентированной, прежде всего на повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении и создании собственной системы мониторинга. Настоящая Программа определяет стратегию развития дошкольного образовательного учреждения и действия по ее реализации.

Разработчики Программы опирались на следующие принципы:

Программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы (целостность, конкретность, активность, пластичность).

Информационной компетентности участников образовательного процесса;

Реализация Программы развития МКДОУ «Детский сад № 4» позволит не только обеспечить положительный имидж дошкольного образовательного учреждения, но и грамотно и выгодно представить его достижения. Как следствие, будут созданы все условия для самореализации педагогов, родителей и воспитанников.

Интеграции – содержит выход на координацию по всем направлениям деятельности ДОУ.

Гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие.

Вариативности – предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и опытом педагогической практики.

Качественные характеристики Программы

 

Актуальность - Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы воспитательно-образовательного процесса детского сада.

Прогностичность - данная Программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному образовательному учреждению (в Программе представлена не только эталонная модель выпускника детского сада, но и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития). Таким образом, просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации Программы; намечается соответствие Программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность - Программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.

Реалистичность - Программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижения.

Целостность - наличие в Программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Контролируемость - в Программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.

Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей Программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.

Индивидуальность - Программа нацелена на решение специфических (не глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада комбинированного вида, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.

Основное предназначение Программы

 

Разработка программы развития МКДОУ «Детский сад № 4» предполагает:

Определение факторов, тормозящих и затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ.

Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на создание равных условий всем дошкольникам для подготовки их к школе.

Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения по формированию начал экологической культуры дошкольников, а так же реализации экспериментальной деятельности «Технология модульного планирования воспитательно-образовательного процесса как инновационная модель внедрения ФГТ в педагогическую практику ДОУ».

Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научно-методического, кадрового, командного, коммуникативного, финансового, правового, методического) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ.

Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной деятельности ДОУ.

Ожидаемым результатом исполнения Программы станет повышение качества, инновационности, эффективности образования в МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

 Программа является основанием для принятия в ДОУ нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития воспитательно-образовательного процесса, для реализации государственного стандарта и национально-культурного компонента на всех возрастных ступенях дошкольного образования.

Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников детского сада, для сотрудничества с родителями в новых условиях развития общества.

Программа состоит из трех разделов.

В первом - изложены состояние и основные проблемы ДОУ, выявленные в период с 2011 по 2013 гг.

Во втором разделе определены концепция и стратегия развития ДОУ на 2014 - 2017гг.

В третьем - программа реализации поставленных задач.

Стратегическая цель ДОУ: Создание модели инновационного ДОУ, функционирующего в режиме непрерывного развития, способствующего полноценному развитию и социализации дошкольника, что в свою очередь обеспечивает равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Задачами реализации Программы являются:

Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребенка на основе диагностики его психологических и индивидуальных особенностей.

Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечение их психо-эмоционального благополучия, внедрение оздоровительно-профилактических технологий в работу с детьми.

Создание условий, способствующих становлению нравственно-этических основ личности ребенка, воспитанию его социально – эмоциональных чувств, приобщение дошкольников к средствам и способам познания окружающего мира.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, совершенствование форм методической работы по социально – эмоциональному развитию ребенка-дошкольника.

Создание единого социально - культурного пространства воспитания и общения в ДОУ и семье, расширение знаний родителей по вопросам социализации и воспитания ребенка.

Осуществление преемственности образования между ДОУ и средней общеобразовательной школой.

Предоставление воспитанникам детского сада дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и творческое развитие детей.

Совершенствование материально-технической базы ДОУ, компьютеризация образовательного процесса.

 Ожидаемым результатом реализации Программы является:

- оптимизация условий организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (развивающая среда, методическое сопровождение и др.);

- повышение качества управления ДОУ;

- всестороннее воспитание детей, развитие социальной компетентности и подготовка детей к обучению в школе;

- создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, развитие его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей, реализация образовательных программ;

- совершенствование профессионального мастерства педагогов с внедрением наиболее активных форм и методов работы;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей, расширение знаний родителей по вопросам социализации и воспитания ребенка;

- пополнение и дальнейшее укрепление материально-технической базы ДОУ; - выход на приоритетное осуществление деятельности по социально-личностному развитию ребенка, в соответствии с реализуемой образовательной программой, обеспечивающей превышение временных (примерных) требований к содержанию и методам, реализуемым в ДОУ.

Раздел 2. Информационная справка о ДОУ

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»  функционирует с 1966 года на основании Устава, зарегистрированного 31 октября 2014 года и лицензии Серия РО № 039645 от 03.02.2012 года,  регистрационный № 2503. МКДОУ «Детский сад № 4» п. Новокумского расположено в отдельно стоящем двухэтажном здании, построенном по типовому проекту.

Адрес: 357965, Ставропольский край Левокумский район, п. Новокумский, ул. Школьная, 24.

Телефон: (8-86543)-5-83-82

e-mail: kozekaanna@mail.ru

Учредитель: администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края

Руководитель: Козека Анна Артемовна: Образование – высшее

педагогическое,  педагогический стаж -31год,

в должности 10 лет

В МКДОУ «Детский сад  № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края функционирует 8 возрастных групп (7 общеразвивающих, 1 комбинированная), в которых воспитывается 143 ребенка, в том числе:

Вторая ранняя группа  – 22 ребенка

Первая младшая группа  – 40 детей

Вторая младшая группа -

Вторая младшая группа  – 46 детей

Средняя группа  – 49 детей

Старшая группа – 25 детей

Подготовительная к школе группа  -

Подготовительная к школе «А» – 15 детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Анализ деятельности ДОУ

 

3.1. Анализ материально-технической базы

МКДОУ «Детский сад  № 4» имеет центральное отопление и водоснабжение. Внутреннее и внешнее пространство ДОУ соответствует требованиям СанПин, Госпожарнадзора.

В детском саду созданы условия для полноценного развития и жизнедеятельности детей. Развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает:

- физкультурно-оздоровительную работу с детьми: спортивный зал, гимнастический зал (гимнастические стенки, мячи, обручи  и т.д.); физкультурные уголки (во всех группах); медицинский и процедурный кабинеты; спортивная площадка (баскетбольные щиты, волейбольные стойки, яма для прыжков, гимнастическое бревно,  и др.);

- познавательное развитие: комната  ПДД;  комната «Зимний сад»;  мини-музей «Горница», экологическая  тропа на территории детского сада.

- художественно-эстетическое направление работы: музыкальный зал (фортепиано,  музыкальный центр, музыкальная приставка «Караоке», радиомикрофон, фонотека, музыкальные игрушки и др.); театральная студия (телевизор, ширмы для театра, наборы кукол бибабо, декорации и др.); изостудия (наглядные пособия, репродукции, образцы народных промыслов и др.);

- социально-личностное развитие детей: уголки эмоционального развития в группах; уголки для сюжетно-ролевых игр; тематические мини-музеи.

Предметно-пространственная организация групповых помещений создает условия как для взаимодействия детей друг с другом, так и для уединения, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию. Устройство групповых помещений обеспечивает ребенку свободный доступ к играм и игрушкам. Группы оборудованы современной мебелью, продумана ее рациональная и целесообразная расстановка.

Финансирование МКДОУ «Детский сад № 4»  осуществляется отделом образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края, Администрацией Левокумского муниципального района  и за счет внебюджетных средств.

3.2. Анализ кадрового потенциала

 

Руководитель МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края - Козека Анна Артемовна, имеет высшее педагогическое образование и соответствие должности, педагогический стаж – 31год, на руководящей должности – 10 лет.

Создание оптимальных благоприятных условий для развития ребенка, разнообразие предметно-развивающей среды не могут заменить человеческий фактор. Только взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском обществе.

В.А.Сухомлинский писал: «Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал». Руководителю ДОУ необходимо выявить творческую индивидуальность каждого воспитателя, помочь ее раскрытию и найти этому применение.

В нашем ДОУ трудится 12 педагогов, из них - музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.

В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности, стажа работы, наличие квалификационной категории, возраст педагогов и педагогический стаж.

Как показал анализ, 68% педагогов имеют специальное педагогическое образование, увеличилось число педагогов, обучающихся в педагогических учебных заведениях (32%), многие педагоги обладают большим опытом работы с детьми.

Деятельность педагога детского дошкольного образовательного учреждения сегодня значительно отличается от той, которая была в нашей стране многие годы.

Педагог должен уметь работать в условиях рынка, понимать, что только высокий профессионализм, творчество и инициатива помогут ему найти свое место и самореализоваться в профессиональной деятельности. Педагог сегодняшнего дня должен повышать свой профессиональный уровень в условиях педагогической технологии, отвечающей новым общественным целям и уровню развития науки о ребенке. Понятие «педагогическая технология» не может рассматриваться лишь как «совокупность методов и приемов». Составляющими педагогической технологии мы считаем: Обучение педагогов определению своей роли в системе деятельности ДОУ по предоставлению качественной образовательной услуги. Обучение педагогов проектированию своей деятельности в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ, его целями и задачами и результатами диагностики уровня усвоения детьми образовательных и целевых программ. Конструирование содержания методической работы с педагогами на диагностической основе, использование эффективных форм оценки. Подбор эффективных методов и приемов. Организация взаимодействия на базе личностно - ориентированной модели.

Перед руководителем ДОУ стоят важные задачи: сплочение педагогического коллектива; стимулирование творческого поиска; поддержка положительного отношения педагогов к инновационным преобразованиям, желания сотрудничать; создание в коллективе благоприятной среды для совместной творческой деятельности.

3.3.Анализ образовательного процесса

 

Чтобы обратиться к поиску оптимальных способов улучшения воспитательно-образовательного процесса, необходимо отметить, что непосредственно на результаты воздействовать нельзя. Изменить их можно лишь опосредованно, через изменения в содержании, технологии и организации самого педагогического процесса. Для этого необходимы поиски причин недостатков с помощью анализа.

  1. Направление работы

  2. Недостатки

  3. Пути реализации

Интеллектуальное развитие:

Мало ставится задач на развитие творческого мышления.

Слабо ведется работа с детьми имеющими трудности в развитии.

Развитие креативности:

Включить в план работы воспитателей целенаправленную работу с детьми, разного уровня развития.

Экологическое развитие:

Нет достаточной оснащенности в групповых комнатах

Не определено содержание тем по краеведению, экскурсий и целевых прогулок в природу.

Ориентировать темы консультаций на пополнение материалами групповых помещений.

Разработать эко-тропу на территории ДОУ

Усилить контроль за работой педагогов с детьми в зоне природы.

Социально-личностное развитие:

Нет согласованности в работе с родителями. Происходит «двойной захват» детского сознания между идеальными нормами реальными.

Нет достаточной мотивированности самих педагогов.

Работу с родителями проводить в соответствии с задачами ДОУ и индивидуальными особенностями родителей, с учетом интересов детей.

Направить работу на развитие мотивации, самораскрытию педагога.

Общение:

Слабый уровень развития эмпатийных способностей взрослых, неспособность вникнуть в детские проблемы.

Широкое использование творческих, театрализованных игр.

Не уделяется должного внимания социальному статусу ребенка в группе воспитанников

Обучить воспитателей методике проведения социометрического обследования воспитанников.

Художественно-творческая деятельность:

Нет единой модели реализации задач художественно-творческого развития

Недостаточная оснащенность разнообразными материалами для художественной деятельности, недостаточно оснащены творческие зоны в группах.

Не всегда качественное проведение специально-организованных видов деятельности.

Ориентировать все стороны педагогического процесса на реализацию художественно-творческой деятельности.

Ориентировать темы семинарских занятий на пополнение материалами групповых помещений и организации творческой зоны.

Развитие мотивационной стороны в применении различных техник рисования.

Речевое развитие:

Низкая ориентированность педагогов на развитие детского словотворчества.

Соблюдение педагогами принципа развивающего общения в различных видах детской деятельности.

Физическое развитие:

Нет единства в планировании специально-организованных форм, совместной и самостоятельных видах деятельности.

Недостаточно нетрадиционного игрового и спортивного оборудования для самостоятельных игр.

Усилить контроль за использованием разнообразных инновационных форм специально-организованной деятельности.

Пополнить нетрадиционным оборудованием спортивный участок, зал и групповые комнаты.

Игровая деятельность:

Отсутствие целенаправленной работы по развитию тематики и сюжетной линии.

Ограниченность игрового оборудования.

Усилить контроль за организацией игровой деятельности, включением в перспективный план всех компонентов комплексного руководства развитием сюжетных игр детей.

Повысить заинтересованность родителей в пополнении игровым оборудованием.

Музыкальная деятельность:

Недостаточная оснащенность театральными костюмами, детскими и народными музыкальными инструментами.

Недостаточно оснащены музыкальные уголки в группах

Пополнение ширмами, музыкальными инструментами, костюмами.

Обогащение развивающей среды в групповых помещениях.

Предметно-практическая деятельность:

Мало уделяется внимания при планировании в совместной деятельности.

Не во всех группах организуется регулярная самостоятельная

Составить циклограмм, перспективного и календарного планирования, рабочих программ.

Усилить контроль за организацией предметно- практической деятельности.

Таким образом, основные недостатки кроются в содержании воспитательно-образовательного процесса, формах организации, методах и способах подачи материала; оснащении материально-технической базы; отсутствии методического обеспечения. Главной причиной служит, на наш взгляд, нереализованность творческого потенциала педагогов, их низкая мотивированность, отсутствие тесной работы с семьями воспитанников.

Поэтому требуется пересмотр содержания воспитательно-образовательного процесса, переориентация на развитие воспитанников и педагогов, введение дополнительного инструментария для организации различных видов деятельности.

Анализ состояния и прогноз

тенденций изменения внешней среды ДОУ

 

Дошкольное образовательное учреждение является открытой динамичной системой, изменяющейся под воздействием внешней среды. Среду прямого воздействия составляют органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность ДОУ, родители и дети как потребители образовательных услуг, учреждения социально-педагогической среды (другие дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения культуры, здравоохранения, спорта).

К среде косвенного воздействия относятся политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы. Макросредами по отношению к дошкольному образовательному учреждению, в которые оно входит как составная единица, выступают муниципальный, региональный  и федеральный образовательные комплексы, составляющие целостную образовательную систему. Последняя, в свою очередь, является частью социальной системы.

 

SWOT - анализ

 

Факторы

Слабые стороны

Политические факторы: Частые внесения изменений в законодательную базу. Наличие разрыва между вкладом в развитие системы образования (количеством вложенных средств, мероприятий) и качеством продвижения проектных идей и полученных результатов в широкую массовую практику. Отсутствие современной системы оценки качества образования. Возможности Угрозы Изменение деятельности ДОУ в зависимости от современной законодательной базы. Привлечение внебюджетных средств. Нестабильная политическая обстановка в стране.

Сильные стороны

Наличие программных документов на федеральном и республиканском уровнях, обеспечивающих обновление системы управления образованием. Нормативно подкрепленная вариативность структуры и содержания дошкольного образования.

Развитие новых форм дошкольного образования. Развитие сети и увеличение количества дошкольников, посещающих образовательные учреждения. Изменения государственной политики в сфере образования сделали актуальными следующие вопросы: - проектные технологии; -информатизация образовательного процесса; - многоканальное финансирование.

Экономические факторы.

Сильные стороны

Создание устойчивых организационно-экономических условий для развития дошкольного образования. Регулярная индексация заработной платы. Переход в систему казначейского учета привел к ужесточению требований к финансовой дисциплине, необходимости четкого планирования ресурсов, строгой учетной политики. Наличие спонсоров, заинтересованных в развитии востребованных образовательных услуг. Наличие потенциальных партнеров из бизнес-среды, взаимодействие с которыми позволит увеличить ресурсные возможности системы. Корпоративные стимулирующие факторы лучших педагогов. Самостоятельный выбор бюджетными организациями формы бухгалтерского обслуживания.

Слабые стороны

Недостаточное финансирование системы дошкольного образования. Низкий уровень заработной платы педагогических работников по сравнению с заработной платой работников других отраслей деятельности. Низкая заработная плата на предприятиях и в организациях, где работает основная масса родителей воспитанников ДОУ. Существующая система оплаты труда не влияет на качество педагогического труда и рост квалификации педагогов. Финансовая и имиджевая непривлекательность статуса педагогического работника. Возможности Угрозы Сокращение численность детей или низкое посещение детьми ДОУ из-за экономии родителями финансовых средств. Рост цен на основные средства жизнеобеспечения приведет к высокой оплате за содержание ребенка в ДОУ и как следствие отток детей из учреждений. Слабая мотивация студентов и молодых педагогов к освоению и продолжению профессиональной деятельности.

Экологические факторы

Сильные стороны

Государство уделяет больше внимания экологическим проблемам человечества. Постепенно в семьях начинает культивироваться стремление к здоровому образу жизни. Соответственно к дошкольному учреждению предъявляются требования по сохранению здоровья воспитанников.

Слабые стороны

Экологические проблемы напрямую влияют на состояние здоровья дошкольников. В настоящее время мы наблюдаем снижение уровня здоровья детей и увеличение количества детей с ограниченными возможностями Возможности Угрозы Внимание к экологическим проблемам - как фактор привлечения родителей к сохранению природы своего здоровья и здоровья детей Низкий уровень здоровья детей. Увеличение количества детей с врожденными и хроническими заболеваниями

Социальные факторы

Сильные стороны

Постепенный рост рождаемости. Социальные выплаты при рождении второго и последующего ребенка, компенсация части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ и т.п. Изменились социальные требования к образованию. В их основе - критерии качества, сохранение здоровья дошкольников. Изменились материальные возможности и семейные ценности родителей, которые стремятся влиять на организацию и содержание воспитания и образования своих детей. Обретение родителями позиции полноправного участника образовательного процесса, одного из основных заказчиков услуг. Готовность части родителей к выполнению роли социальных партнеров по отношению к системе образования. Наличие нормативных правовых документов, позволяющих обеспечить социальную поддержку педагогических работников. Наличие права педагогических работников ДОУ на длительный отпуск сроком до 1 года

Слабые стороны

Недостаточная развитость системы психологической и оздоровительной поддержки педагогических работников

Не возможность полного охвата детей микрорайона, желающих посещать дошкольное учреждение. Криминогенная обстановка в микрорайоне ДОУ. При смене федерального и республиканского руководства возможна отмена льгот. Ухудшение демографической ситуации. Негативное влияние криминогенной среды на воспитание детей. Недостаточность мер, сдерживающих уход из системы образования педагогических работников. Недостаточность мер, повышающих имидж системы образования и усиливающих ее привлекательность для молодых педагогов.

 Анализ состояния и потенциала ДОУ

Дошкольное учреждение является сложной системой состоящей из 5 систем. При этом воспитательно-образовательный процесс является основным процессом, происходящим в дошкольном образовательном учреждении, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на главный результат учреждения - развитие ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья.

КОЛЛЕКТИВ

дети

сотрудники

родители

УПРАВЛЕНИЕ

-анализ информации

-планирование

-организация и руководство

-контроль и регулирование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

-цели образования

-содержание образования

-организация образования

-взаимодействие взрослых и детей в обр. процессе

- ана

УСЛОВИЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

-финансово-экономические

-материально-технические

-программно-методический

-медико-оздоровительные

- анал

БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ

-ценности

-миссия

-цели

-нормативно-правовые основы

- анализ инфо

Изменение составляющих организационной культуры порождает изменения во всех системах и элементах дошкольного образовательного учреждения как системы. Преобразования, осуществляемые в образовательном процессе, повлекут изменения материально-технической базы учреждения и, прежде всего, его предметно-развивающей среды в плане обеспечения ребёнку возможности не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать собственное Я. Эти преобразования, несомненно, коснутся и программно-методического обеспечения образовательного процесса и проявятся во введении программ нового поколения. В совокупности эти изменения приведут к возникновению новых качеств систем и обеспечат переход дошкольного учреждения от одного состояния к другому. В конечном счете, всё это обусловит появление качественно иных результатов деятельности ДОУ. Важнейшими среди внутренних факторов, влияющих на развитие дошкольного образовательного учреждения, являются: профессиональная компетентность педагогов и руководителя; стремление коллектива к достижению стабильно высоких результатов деятельности; наличие инициативных, творческих личностей в среде педагогов; поддержка и развитие индивидуальности педагогов; наличие возможности для самореализации и саморазвития сотрудников; использование новых достижений науки и практики; осознание коллективом необходимости перемен; отношение родителей к образованию детей и деятельности дошкольного учреждения; уровень родительских требований и запросов; стремление коллектива к обеспечению конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг и др.

SWOT – анализ

Факторы

Сильные стороны

Кадровый потенциал. Повышение профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, методические объединения различного уровня. Высокий уровень организации методической работы в ДОУ. Эффективное использование потенциала педагогов в разработке. Тьюторское сопровождение молодых педагогов. Наличие работников высокого профессионального уровня, обладающих специальными компетенциями. Приток молодых кадров. изменение содержания в деятельности учреждения.

Слабые стороны Текучесть кадров. Наличие у педагогических работников «синдрома профессионального выгорания». Низкий уровень квалификационного уровня кадров (41% педагогов без кв. категории). Недостаточное развитие системы психологической и оздоровительной поддержки педагогических работников. Неготовность коллектива к целенаправленному отбору программно-методического комплекса. Низкая мотивация педагогов при участии в различных конкурсах. Неготовность педагогов к внедрению различного рода инноваций в педагогическую практику ДОУ. Старение педагогических кадров.

Управление ДОУ

Сильные стороны

Разработана нормативно-правовая база по оказанию дополнительных платных услуг. Широкая сеть предоставления воспитанниками дополнительных платных образовательных услуг. Появление опыта использования компьютерных технологий в ведении делопроизводства и мониторинга деятельности ДОУ. Разработана система проведения контрольно-аналитической деятельности. Развитие новых форм дошкольного образования (группы оздоровления, художественно-эстетического развития и т.п. по запросам родителей). Расширение сети дополнительных услуг. Организация предоставления дополнительных платных услуг неорганизованным детям. Разработка внутренних нормативов, локальных актов по управлению качеством образования в ДОУ. Эффективное использование потенциала педагогов с опорой на достижения мотивационного менеджмента. Создание Инициативной группы с целью оказания помощи заведующему в организационных вопросах, соуправление ДОУ.

Слабые стороны

Недостаточная готовность общественности к участию в управлении дошкольным учреждением. Противоречие между желанием родителей посещения групп с комплексом дополнительных услуг и их низким материальным состоянием. Пассивность общественности. Неготовность родителей к участию в управлении ДОУ.

Охрана жизни и здоровья детей.

Двигательная деятельность.

Сильные стороны

Проведение ежегодной диспансеризации, диагностики и мониторинга состояния здоровья детей. Организация группы оздоровления с использованием системы оздоровительных мероприятий. Использование апробированной системы оздоровления в массовых группах. Выделение ставки инструктора за счет других финансовых источников. Оборудование физиокабинета.

Слабые стороны Наблюдается снижение уровня здоровья детей, поступающих в ДОУ. Нет медицинского оборудования с целью лечения и обеспечения профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Нет четко выделенной и утвержденной оздоровительной системы.

Неготовность или нежелание родителей воспитанников поддерживать проводимые в ДОУ оздоровительные мероприятия.

Организация питания

Сильные стороны Разработана нормативно-правовая база организации питания. Хорошее качество готовой продукции

Слабые стороны Увеличение количества детей с аллергическими заболеваниями. Отступление от разработанного 10 дневного меню. Завышенные цены на продукты питания и недостаточный их ассортимент. Нет возможности выбора поставщиков продуктов питания и ассортимента. Нет переподготовки кадров руководителей ДОУ, поваров, медицинских работников по организации питания детей в ДОУ. Снижение профессионального уровня кадров (поваров). Из-за низкой заработной платы отток специалистов, имеющих опыт приготовления детского питания. Акцентирование внимания на минимальной закупочной цене на продукты питания приведет

16 апреля 2015 в 23:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.