МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА 2014-2017 гг

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4»

Левокумского муниципального района Ставропольского края



«ПРИНЯТО»:                                                   «УТВЕРЖДАЮ»:

на заседании педагогического совета            заведующий 

Протокол № 1                                                   МКДОУ «Детский сад  № 4»

от «29» августа 2014 года                                ______________А.А.Козека                                                                                                                                        

                                                                            Пр. № 6 от 01.09. 2014 г.






ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


на 2014 - 2017 учебный год
























п. Новокумский

2014 г.

Содержание

1. Паспорт Программы развития МКДОУ «Детский сад № 4»  

2. Пояснительная записка

3. Информационная справка о МКДОУ

4. Проблемно-ориентированный анализ

5. Концепция желаемого будущего состояния ОУ, включая цели и задачи

6. Стратегия и тактика перехода МКДОУ в новое состояние: 

7. основные направления, этапы осуществления инноваций. 


8. Прогнозируемый результат

9. Конкретный план действий по реализации программы развития

10. Перечень целевых индикаторов и показателей


















Паспорт Программы развития МКДОУ «Детский сад № 4»

Основания для разработки программы:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012. № 273-ФЗ, вступивший в силу с 01 сентября 2013 г.

Приказы по МКДОУ «Детский сад № 4» № ___ от «___»_________20___  «О создании рабочей группы по разработке программы развития МКДОУ «Детский сад № 4», «Об утверждении проекта Программы развития МКДОУ «Детский сад № 4» от «___»__________20__. № ___


      Назначение программы


Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольной образовательной  организации на основе анализа  работы  МКДОУ «Детский сад № 4»  за предыдущий период.

Программа отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольной образовательной организацией на основе инновационных процессов.

Проблемы

Развитие дошкольной образовательной организации в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: 

формирование российской идентичности; 

создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; 

понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; 

становление открытой, гибкой и доступной системы образования.


Объективное ухудшение  здоровья поступающих в организацию детей,

отрицательно сказывается на  получении ими дошкольного образования.

Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования  детей через общественно-государственные  формы управления.

Необходимость  интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

Необходимость улучшения качества и результативности предоставления дополнительных образовательных услуг.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2014-2017 гг.

Название «Программа развития муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края  на 2014-2017 гг.»


Нормативные документы:

Конституция РФ.

Конвенция о правах ребёнка.

Бюджетный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Приказ от 30.08.2013. № 1014  Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам дошкольного образования»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013. № 1155.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 № 273-ФЗ, вступившего в силу с 01 сентября 2013 г.

План финансово-хозяйственной деятельности МКДОУ «Детский сад № 4».

Устав МКДОУ «Детский сад № 4».

Локальные акты, регламентирующие деятельность МКДОУ «Детский сад № 4».



Авторы

Творческий коллектив работников МКДОУ «Детский сад № 4».

под руководством заведующего Козека А.А., старшего воспитателя Панычевой Г.А.

Исполнители Программы — коллектив МКДОУ «Детский сад № 4».


Цель Программы:

Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через совершенствование социо-культурной развивающей среды, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Задачи Программы:

1.     Сохранение качества образования в МКДОУ.

2.     Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе. 

3.     Совершенствование материально-технического и программного обеспечения. 

4.     Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. 

5.     Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды МКДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.

6.     Организация дополнительного  образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.

7.     Развитие системы управления МКДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

Финансовое обеспечение программы

1.     Муниципальный бюджет.

2.     Внебюджетные источники: добровольные пожертвования, средства Попечительского совета.

3.     Участие в грантовых конкурсах.

Ожидаемые результаты:

повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ;

внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

создание базы методических разработок с  использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ;

улучшение состояния здоровья детей как фактор  повышения качества их образования;

повышение технологической и  информационной культуры педагогов;

опыт работы МКДОУ;

доступность системы дополнительного образования;

качество сформированных ключевых компетенций способствует успешному обучению ребёнка в школе;

повышение качества образования дошкольников;

увеличение доли внебюджетного финансирования.








Пояснительная записка

Актуальность программы развития МКДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала МКДОУ, обеспечение индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого воспитанника.

Программа развития  МКДОУ «Детский сад № 4»  на 2014-2017 гг. является управленческим документом.

Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:

1.   Обновление образовательных стандартов.

2.   Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей с ОНР в  группе комбинированной направленности и здоровых детей  в общеразвивающих группах МКДОУ.

3.   Развитие  потенциала педагогов.

4.   Здоровье дошкольников.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы МКДОУ «Детский сад № 4».

Необходимость введения данной Программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МКДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.

Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества большая  часть родителей (законных представителей) хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; 53 %  хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; около половины родителей (законных представителей) заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.

Появление новой модели МКДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования.

Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в районе и поселке, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

Необходимость оказания дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в Программе, так как  дети  должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально-чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Исходя из выше сказанного, Программа развития включает 3 целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития МКДОУ «Детский сад № 4».

В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование МКДОУ. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.

Таким образом, период до 2017 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.

Информационная справка о МКДОУ «Детский сад № 4»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»  функционирует с 1966 года на основании Устава, зарегистрированного 31 октября 2014 года и лицензии Серия РО № 039645 от 03.02.2012 года,  регистрационный № 2503. 

Адрес: 357965, Ставропольский край Левокумский район, п. Новокумский, ул. Школьная, 24.

Телефон: (8-86543)-5-83-82

e-mail: kozekaanna@mail.ru

Учредитель: администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края

Руководитель: Козека Анна Артемовна: Образование – высшее

педагогическое,  педагогический стаж -31год,

в должности 10 лет

В МКДОУ «Детский сад  № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края функционирует 8 возрастных групп (7 общеразвивающих, 1 комбинированная), в которых воспитывается 143 ребенка.

В 2007 году произведена реконструкция (капитальный ремонт) 2 корпуса детского сада.

В 2008 году произведена реконструкция 3 корпуса детского сада (капитальный ремонт).

В 2014 году произведена реконструкция 1 корпуса – открыта дополнительная группа общеразвивающей направленности и группа комбинированной направленности.

ДОУ расположено в отдельно стоящем 2-х этажном кирпичном здании, общей площадью 1980,3 кв.м. В здании имеются: спортивный, гимнастический  и музыкальный залы, пищеблок, прачечная, групповые, служебные и подсобные помещения.

Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру.        

На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники.

Силами сотрудников и родителей посажен фруктовый сад и огород.

На территории детского сада имеются:

прогулочные участки,

спортивная площадка. 

Вблизи детского сада расположены: МКОУ СОШ №3, Дом культуры «Янтарь»,  детская музыкальная школа, Этнодеревня.

 В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана предметно-развивающая среда, соответствующая всем современным санитарным, методическим требованиям.

 Полное наименование Учреждения:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4 Левокумского муниципального района Ставропольского края.

 Сокращённое название: МКДОУ «Детский сад № 4». Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Тип учреждения: казенное дошкольное образовательное учреждение.

Вид учреждения:  детский сад общеразвивающего  вида.

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.

   Целью деятельности МКДОУ «Детский сад № 4» является:

воспитание детей дошкольного возраста;

охрана и укрепление их физического и психического здоровья;

развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушений развития.


   Основными задачами МКДОУ «Детский сад № 4»  являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции в  развитии детей с ОНР;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  Предметом деятельности МКДОУ «Детский сад № 4»  является:

обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев (при наличии соответствующих условий) до 7 лет; создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности;

реализация дополнительных образовательных программ различной направленности;

возможность оказания дополнительных образовательных (бесплатных ) услуг за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребности семьи и возможности ребёнка и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями);

взаимодействие с семьями детей, посещающих ДОУ.


Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа


Необходимость разработки программы развития  МКДОУ на период 2014 -2017 годов обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.

Для этого требуется:

- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду;

- разработка и внедрение новых педагогических технологий;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МКДОУ;

- духовно нравственное воспитание детей.


Актуальность создания  данной Программы развития МКДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.

Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей,  которые желают  поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.

Таким образом, проблему, стоящую перед МКДОУ «Детский сад № 4», можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала МКДОУ.

Концепция программы развития МКДОУ «Детский сад № 4».

Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Актуальность программы развития МКДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:

- введение новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования;

- изменение стратегии развития системы образования Ставропольского края,  в которой выделены задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования,   среди которых - введение полноценных,  вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольные учреждения  влияющих на уровень предшкольной подготовки детей, организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники, необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста. 

Программа Развития МКДОУ учитывает и создает условия для реализации данных направлений.

Тиражирование опыта МКДОУ в районе и регионе, целью которого является совершенствование системы дошкольного образования  в контексте новых ФГОС и федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования и в соответствии с социальными ожиданиями, образовательными запросами детей и родителей.

Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным  потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности   МКДОУ  по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же  создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития МКДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно –ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. 

Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности МКДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.


      В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:

Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;

Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;

Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;

Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)

Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;

Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Ценность качества образовательного процесса для МКДОУ  напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны – профессиональное создание  оптимальных условий  для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного  образования.

      Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности МКДОУ «Детский сад № 4» служат: 

- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной  на формирование ключевых компетенций дошкольников;

- использование здоровье сберегающих технологий;

- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;

- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг 

- укрепление материально–технической базы МКДОУ. 

Руководствуясь законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,  Конвенцией о правах детей, деятельность МКДОУ основывается на принципе гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка.

При этом происходит повышение уровня 

профессиональной компетенции педагогов, обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда, совершенствование социо-культурной, предметно-игровой развивающей среды, жизненного пространства в МКДОУ, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социальным заказом родителей (законных представителей); 

содержания и форм совместной деятельности с детьми,  интеграции различных видов деятельности;

демократизация, предполагающая совместное участие воспитателей  специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.

Дифференциация и интеграция предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности,  решение следующих задач:

психологическое и физическое здоровье ребёнка;

формирование начал личности.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.

Принцип активности  предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

Участниками реализации Программы развития МКДОУ являются воспитанники в возрасте от 1 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур.

Характеризуя  особенности построения образовательного процесса учитывается специфика поселка, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка.

Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.

Первый аспект Программы развития МКДОУ - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. Система оздоровительной и физкультурной работы подробно определена в Программе «Здоровье».

В этой связи необходимо:

внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;

использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;

проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;

для детей с особыми проблемами в развитии, со сложными заболеваниями разработать индивидуальные маршруты развития, а для их родителей организовать лекотеки, где наряду с педагогами будут работать специалисты: учитель-логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.

Опираясь на  право МКДОУ в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Существующие программы позволяют создать систему образовательных услуг МКДОУ, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов МКДОУ, руководителей дополнительного образования.

В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития МКДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом.

Предполагается, что Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет создать стройную систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе.

Как мы уже отмечали главная направленность работы МКДОУ  и родителей (законных представителей) ребенка - содействие развитию воспитанника как личности, которая  осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей.

Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и МКДОУ. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития МКДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем  воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, папки-раскладушки и т.д.). В последнее время необходимо так разнообразить работу с родителями - организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия при которых родитель встал бы в позицию активного участника этих встреч.  Поэтому необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни,  образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, цель  разработки данной концепции Программы развития МКДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в МКДОУ.

Цели и задачи программы развития МКДОУ «Детский сад № 4».

Целью программы развития МКДОУ «Детский сад № 4» на период до 2017 года является совершенствование   системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детскогосада. 

Основными задачами развития выступают:

создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:

-  новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей)

- новых образовательных технологии (проектная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.) 

- организации совместного образования детей с ОНР в группе комбинированной направленности и  детей в общеразвивающих группах МКДОУ

обновление методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий  в образовательный и управленческий процесс

развитие и совершенствование альтернативных форм дошкольного образования

создание условий для эффективного участия всех  заинтересованных субъектов в управлении качеством  образовательного процесса и здоровье сбережения

создание системы консультирования и сопровождения родителей по вопросам:

• образования и развития детей раннего возраста;

• подготовки детей к школьному обучению;

• психолого-педагогической компетентности по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья;

• совершенствования физкультурно-оздоровительной работы;


пополнение банка компьютерных обучающих и коррекционно-развивающих программ, методических и дидактических материалов по использованию информационных технологий в образовательном процессе

совершенствование  маркетингово-финансовой деятельности, позволяющей привлечь дополнительное финансирование к образовательному процессу

расширение спектра дополнительного  образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников

совершенствование стратегии и тактики построения  развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности 

укрепление материально–технической базы МКДОУ

развитие системы управления МКДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:

- Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников МКДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения.

- Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (владение современным арсеналом приёмов и методов обучения, информатизации образования).

 - Готовность выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу МКДОУ, специалистов и семьи.

- Овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения оценки качества образования.

- Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса.

- Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех участников образовательного процесса.

- Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровье сберегающих технологий.

- Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность.

- Повышение профессионального мастерства педагогов 

Прогнозируемый  результат программы развития МКДОУ «Детский сад № 4».

Предполагается что:

1.Для воспитанников и родителей (законных представителей):

- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста

- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования

- обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе

- каждой семье будет предоставлена  консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества   образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития

- качество сформированности ключевых компетенций детей  будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе

- система дополнительного образования доступна и качественна

 2.Для педагогов: 

- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства и улучшения благополучия

-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника

- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий, а также для реализации потребности в трансляции опыта

- поддержка инновационной деятельности

3.Для МКДОУ «Детский сад № 4».

- будет налажена система управления качеством образования дошкольников

- органы государственного и общественного самоуправления    учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств

- развитие сотрудничества с другими социальными системами

- будут обновляться, и развиваться материально – технические и медикосоциальные условия пребывания детей в МКДОУ «Детский сад № 4».

Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ  в большей степени социально ориентированным.

Элементы риска развития программы МКДОУ «Детский сад № 4».


При реализации программы развития могут возникнуть  следующие риски:

- недостаточный образовательный уровень родителей (законных представителей) воспитанников,

- недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми  с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования,

- быстрый переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива


 Управление и корректировка программы осуществляется Общим собранием коллектива МКДОУ «Детский сад № 4».

Управление реализацией Программы осуществляется заведующим МКДОУ «Детский сад № 4».

Стратегия и тактика перехода МКДОУ в новое состояние: основные направления, этапы осуществления инноваций.

МБКОУ «Детский сад № 4»  является частью образовательной системы  Левокумского муниципального района.

Программа развития МКДОУ – локальная образовательная система и её содержание определяется районной и региональной программами развития образовательной системы.

Программа развития опирается на следующие нормативные документы:

- Стратегию развития системы образования Левокумского муниципального района

       - Программу  развития системы образования Ставропольского края.

Современная концепция развития МКДОУ «Детский сад № 4»

опирается на:

- учет образовательных, социально-педагогических потребностей  общества

- индивидуальный подход в развитии каждого ребёнка

- рациональное использование ресурсов образовательной системы

- учёт социокультурной среды развития  образовательной деятельности

- взаимосотрудничество с другими образовательными учреждениями, структурами.

Позитивное развитие МКДОУ «Детский сад № 4» успешно при повышении уровня социально-экономических условий города.

Программа строится на основе анализа социально-экономического состояния и развития МКДОУ «Детский сад № 4» учитывая проблемы, успехи образовательной системы, результативность в существующих социально-экономических условиях.

Программа должна стать стержневым документом при планировании целей, задач работы МКДОУ и реализации их в будущем.

Центральной частью программы развития МКДОУ «Детский сад № 4».

 являются Целевые программы, имеющие  собственную конструктивную реализацию

Программа будет успешно реализоваться, если поставленные задачи будут своевременны, конкретны, эффективны  

Программа развития ДОУ учитывает

- цели и задачи районной образовательной системы

- постановку конкретных задач, соответствующих направлениям деятельности

План действий по реализации программы развития

Основные мероприятия по реализации программы развития

№ Концептуальные направления Направление развития Период реализации, годы Содержательные характеристики

1 Управление качеством дошкольного образования

  Совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.           2014-2016  

2 Программное обеспечение, методики, технологии

  Обновление основных и дополнительных образовательных программ.

  2014-2015 Внедрение инновационных технологий, «портфолио» педагогов и воспитанников, проектной деятельности.

3 Информатизация дошкольного образования

  Внедрение информационных технологий  в образовательный и управленческий процесс

  2014-2015  

4 Духовно-нравственное воспитание.

  Толерантность

  2014-2015 Формирование толерантных этнокультурных установок старших дошкольников  через работу в проектах. Подготовку и проведение мероприятий к  праздничным датам. Формирование гражданской позиции всех субъектов образовательного процесса    

5 Поддержка способных и одаренных детей и педагогов

  Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОУ, района, края, России.

  2014-2017  

6 Здоровьесберегающие технологии

  Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, 

формирование культуры здорового образа жизни  

  2014-2017  

7 Безопасность образовательного процесса    

  Укрепление материально-технической базы детского сада. 

  2014 - 2017 Построение динамичной, безопасной развивающей среды

8 Кадровая политика 

  Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении  

9 Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса («Мамина школа», «Родительский комитет», родительские клубы) 2014-2017 Работа Попечительского Совета ДОУ

10 Организации-партнеры во всех Целевых программах

  Расширение связей с учреждениями культуры и спорта, здравоохранения, общественными организациями         2014-2017

  Заключение договоров о сотрудничестве

Целевая программа

«Управление качеством дошкольного образования»

 Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. 

Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в работе с разновозрастным коллективом.

 Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования в МКДОУ «Детский сад № 4».

Соответствие уровня и качества подготовки выпускников МКДОУ «Детский сад № 4» требованиям государственных образовательных стандартов.

Задачи: 

Организовать эффективное взаимодействие  всех специалистов ДОУ, педагогов дополнительного образования для выполнения требований по созданию условий осуществления образовательного процесса.

Создать систему методического и дидактического обеспечения проектной деятельности, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе. 

Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса.


  Мероприятия

  Этапы, сроки их выполнения.

  Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования

  Исполнители

1

  Формирование нормативно – правовой базы 2014

  Без финансирования ст. воспитатель, специалисты ДОУ

2

  Обновление образовательной программы, в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества (внедрение компетентностного подхода). 2014-2015

  Подбор программ для построения индивидуальных маршрутов развития детей   Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

3

  Введение новых государственных образовательных требований (ФГТ)

2014

  Создание плана управленческой деятельности по внедрению ФГТ Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

4

  Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС 2014

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

5

  Проведение мероприятий по адаптации  детей  в ДОУ 2014

  Без финансирования

  ст. воспитатель,

медсестра

6

  Развитие проектной деятельности ОУ: уточнение концептуальных направлений развития ОУ 2014-2015

  Работа группы «Педмастерская» - планирование, аналитическая деятельность Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель,


7

  Введение новых государственных образовательных требований (ФГТ) 2014

  Семинар по теме: «Интеграция образовательных областей как условие образовательного процесса» Без финансирования

  ст. воспитатель

8

  Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов) 2014-2015

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель, педагоги, специалисты

9

  Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного,  в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 2014

  Без финансирования

  ст. воспитатель,  педагоги, специалисты

10

  Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг 2014-2016

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

11

  Составление плана взаимодействия педагогов, родителей, медицинского персонала, специалистов по направлениям развития воспитанников 2014

  Без финансирования

  ст. воспитатель

12

  Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей   2014-2015

  Без финансирования

  ст. воспитатель

Социальный эффект:

Повышение качества образовательного процесса


Проект 1.1. Программное обеспечение, методики, технологии.


Проблема: Объективная необходимость  ориентировать молодых и начинающих педагогов на приоритет игровой,  самостоятельной деятельности детей, использование инновационных  программ и технологий  в решении совместной образовательной деятельности.

Цель: обучение молодых и начинающих педагогов МКДОУ «Детский сад № 4»  технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность.

Задачи:

- Переориентировать молодых и начинающих педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить их методам вовлечения семей в проектную деятельность.

- Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье, постоянного их информирования.

- Развивать социальное партнерство в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в проектную деятельность.

- Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада посредством Интернета.

  Мероприятия

  Этапы, сроки их выполнения Источники финансирования

  Исполнители

1

  Разработка системы обучения педагогов применению проектного метода в образовательном процессе 2014-2015

  Без финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель

2

  Создание проекта взаимодействия ДОУ и семьи, разработка мероприятий в рамках этого проекта по сопровождению и консультированию семей воспитанников 2014-2016

  Без финансирования

  Заведующий, 

ст. воспитатель, педагоги, 

специалисты

3

  Разработка комплекта методических материалов  к практикуму «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» 2014-2015

  Без финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель,  

педагоги, специалисты

4

  Разработка системы проектов по всем возрастам в рамках реализации Образовательной программы, основываясь на комплексно-тематическом планировании, циклограмме праздничных мероприятий,  традиций ДОУ 2014

  Без финансирования

  Заведующий, 

ст. воспитатель, 

педагоги, специалисты

5

  Тренинг «Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в дошкольном учреждении» для начинающих педагогов 2014-2015

  Без финансирования

  Заведующий, 

ст. воспитатель

6

  Практикум «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» 2014-2017 Без финансирования 

  Заведующий, 

ст. воспитатель

7

  Презентации «Особая форма взаимодействия педагогов и специалистов в реализации проектов»        

  2014-2017

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель, 

педагоги, специалисты

Ожидаемый продукт:

Методические разработки по обучению начинающих педагогов  проектной деятельности.

Внедрение технологии проектирования детской деятельности во все структурные подразделения учреждения.

Социальный эффект: 

Обучение родителей взаимодействию с ребенком дома.


Проект 1.2. Информатизация дошкольного образования


Проблема:  Объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении личностно-ориентированной парадигмы образования. Недооценка роли компьютерных технологий в решении этой проблемы.

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ.

Задачи:

- Разработать информационную модель и компьютерную технологию управления  качеством дошкольного образования.

- Создать  документооборот в МКДОУ «Детский сад № 4»  с применением информационных технологий.

- Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством постоянного информирования.

- Организовать эффективное сетевое взаимодействие.

№ Мероприятия Этапы, сроки их выполнения Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования Исполнители

1 Приобретение дополнительно модема и подключение к сети Интернет в методическом кабинете 2014-2015   Внебюджетные средства Заведующий

2 Создание группы, занимающейся внедрением ИТК в образовательный процесс декабрь 2014   Без финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель

, педагоги, специалисты

3 Создание электронных документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности,  рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.) 2014-2015   Без финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель

4 Повышение квалификации педагогов на внешних курсах 2014-2015   Без финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель

5 Систематизация и хранение исследовательских и проектных работ, сопровождение своего портфолио. 2014-2016   Без финансирования Заведующий,

 ст. воспитатель

6 Участие в 

региональных и федеральных проектах,  

 сообществах, 2014- 2017   Беэ финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель

7 Организация эффективного сетевого взаимодействия 2014-2016   Без финансирования Заведующий, 

ст. воспитатель

8 Оснащение необходимым оборудованием:

ноутбуки, проекторы, принтеры. 2014-2017 Бюджетное финансирование Заведующий

Ожидаемый продукт:

Подготовка методических рекомендаций по использованию ИКТ.

Номенклатура электронной документации образовательной деятельности в области педагогических технологий.

Презентации о мероприятиях ДОУ и опыте работы педагогов.

Индивидуальные сайты педагогов

 Социальный эффект:

Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов.

Участие в проектах района, края, страны.

Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы (издание книг).

Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи.


Проект 1.3. Кадровая политика


Проблема: Отсутствие локальных актов по сопровождению повышения квалификации сотрудников. Недостаточность разработки механизма экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности педагогов.

Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития.

Задачи:

1.Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников (горизонтальное и вертикальное).

2.Привлечь социальных партнёров для совместной работы по проекту «Кадровая политика»

3.Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении путем формирования механизма экспертизы инновационной деятельности.

  Мероприятия проекта

  Этапы, сроки их выполнения.

  Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации проекта Источники финансирования

  Исполнители

1.

  Изучение качества профессиональной деятельности кадров (руководящих, педагогических) 2014-2015

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

2.

  Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в проведении самоанализа обучения. 2014-2015

  Без финансирования

  ст. воспитатель, педагоги, специалисты

3

  Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов 2014-2017

  Внебюджетные средства

  Заведующий, ст. воспитатель, педагоги

4

  Обучение начинающих  педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология «портфолио» и пр.) 2014-2017

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

5

  Организация обучения педагогов работе с разновозрастными группами детей, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения развития воспитанников 2014-2017

  Без финансирования

  ст. воспитатель

7

  Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов 2014-2017

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

8

  Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников 2014-2017

  Без финансирования

  Заведующий, ст. воспитатель

Ожидаемый продукт:

Диагностические карты  профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в обучении.

Индивидуальные перспективные планы повышения квалификации педагогов работников.

Привлечение внебюджетных средств. 

Социальный эффект:

Повышение уровня компетенции педагогов.

Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении.

Уменьшение процента текучести кадров в коллективе.

Улучшение материального состояния педагогов.


Проект 1.4. Социальное партнерство


Проблема: При создавшихся  в нашей стране экономических, социальных и политических условиях, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.

Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего  поколения.

Задачи:

1.Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания;

2.Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;

3.Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.


  Социальный партнер Мероприятия

  Ожидаемый продукт деятельности Социальный эффект

1

  МОУ СОШ № 3

Экскурсии, совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок. Конспекты совместных спортивных мероприятий

  Повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе.

  Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.

2

  Театры

  Спектакли

  Выставки рисунков

  Обогащение социально-эмоциональной сферы детей

3

  Поселковая  библиотека 

  Экскурсии, беседы,  посещение праздников, выставок, участие в конкурсах Выставки рисунков, детские рукописные книги Обогащение познавательной сферы детей

4

  Этнодеревня Экскурсии, беседы,  посещение праздников, выставок, участие в конкурсах Проекты

Презентации

Семинары

Ярмарки

Конкурсы Внедрение инновационных форм и методов в работу педагогов

5

  Филиал музея изобразительных искусств 

  Экскурсии, выставка рисунков, поделок

  Поделки, изготовленные под руководством педагогов, рисунки

  Обогащение социально-эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности

6

  Детская музыкальная щкола Посещение праздников, концертов, экскурсии, беседы Выступления в концертах, праздничных мероприятиях Обогащение  знаний детей по музыкальному воспитанию, социально-эмоциональной сферы детей.

7 Детская поликлиника

  Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия Медицинские рекомендации, карты

  Снижение числа пропусков детьми по болезни

8 ДК «Янтарь» Участие в мероприятиях   Выступления. Детские работы

  Формирование духовно-нравственного воспитания, толерантности, обогащение социально-эмоциональной сферы детей.


Целевая программа "Духовно-нравственное воспитание"


Проект 1.5. Толерантность


Проблема: Изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты влекут за собой обострение внутриличностных и межличностных противоречий, возникновение конфликтных ситуаций, которые ярко проявляются в общественной среде. Дети – непосредственные свидетели этих конфликтов. Необходимо с дошкольного возраста привить детям навыки умения общаться с разными людьми и сверстниками.

Цель: Формирование у дошкольников толерантного сознания и поведения, воспитание гражданского патриотизма у всех субъектов образовательного процесса.

Задачи:

1.Определить формы и методы формирования толерантности в условиях дошкольного образования.


2.Разработать модель формирования толерантного соз

21 октября 2015 в 12:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.