МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)

Страничка работы стажерской площадки по одаренным детям

 Создание предметно-пространственной среды в ДОУ для развития одаренности у детей

 

Одаренные дети – наше достояние. Современному обществу требуется личность творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению знаний.

Задача поддержания и развития творческого потенциала личности на сегодняшний день очень актуальна и требует дальнейшего разрешения.

Кто же может и должен заниматься этой проблемой?! Конечно же -

воспитатели нового поколения!

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий… кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив

 

Поскольку проблема организации работы с одаренными детьми стала наиболее актуальной и значимой для педагогов дошкольных образовательных организаций, появилась необходимость в создании  муниципальной стажерской площадки по работе с одаренными детьми.

Сегодняшняя наша встреча  посвящена открытию муниципальной стажерской площадки по работе с одаренными детьми.

В процессе работы муниципальной стажерской площадки на базе нашего дошкольного образовательного учреждения будет собран и обобщен опыт работы по данному направлению работы с детьми, который к концу учебного года будет представлен вашему вниманию.

Работа с одаренными детьми в детском саду будет осуществляться по нескольким направлениям. И  одно из них это - кружковая работа, направленная на развитие творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста.

С целью выявления и поддержки творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности, в  2015 году, в детском саду начали работу следующие кружки:

v  Физкультурно-спортивная  направленность -

• кружок  «Веселый  акробат»;

v Художественно-эстетическая направленность

• кружок  «Весёлые нотки» (музыкальный)

• кружок  «Цветные ладошки» (рисование)

• кружок «Сказки из пластилина» (лепка)

• кружок «Веселые гномики» (театральный)

• кружок «Волшебная бумага» (аппликация)

v  Эколого-биологическая направленность:

• кружок  «Белая береза»

Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей потребует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа.

Как же создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой?

Решение данной задачи требует создания многих психолого-педагогических условий.

Остановимся на одном из них  - над созданием развивающего пространства, предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка.

В МКДОУ «Детский сад №4» для работы в этом направлении созданы как предметно-развивающая среда групповых помещений, так и предметно-развивающая среда детского сада.

Предметно-пространственная среда в группах  спроектирована в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры.

Одним из компонентов художественно-творческого комплекса является мини-центры, которые насыщены многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.

В мини-центрах художественно-творческого направления каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве.

Задача педагогов – тонко, чутко направлять неповторимую индивидуальность каждого ребенка, его особый изобразительный стиль…

Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки, где очень часто разворачивается “Театр детского творчества”. В результате начинают летать бабочки и птички, “оживают” лесные жители, в танце кружатся снежинки. Ребенок, по желанию выбирает себе роль участника или зрителя.

И здесь огромную помощь оказывает работа  театральной студии, комнаты сказок,  где есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации,  используемые  для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.

Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.

Наблюдая за детьми-актерами, хочется отметить, как они меняются, когда в их адрес звучат аплодисменты, у детей появляется здоровое тщеславие, чувство самодостаточности.

Маленькие художники делают свои первые успехи, в  художественно-творческой деятельности в  результате чего часть помещения в группе, детском саду превращается то в разноцветный ковер, то в королевство осенней фантазии, то в портретную галерею и т.д. Это одновременно и выставка, и мастерская, и игровая комната. Такая среда очень привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, эмоциональный отклик. Таким образом, сами дети принимают активное участие в создании эстетической предметно-пространственной среды как группы, так и детского сада в сотворчестве с педагогом.

Художественно-творческий комплекс развития детей, конечно, не ограничивается пространством одной группы.

В зону творческой активности ребенка включены такие компоненты детского сада, как «Зимний сад», Комната для изучения ПДД, Мини-музей «Горница», музыкальный зал, спортивный зал и гимнастический зал, пространство коридоров и лестничных рекреаций.

 Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает и направляет его творческую активность, обеспечивает комфорт личности ребенка. Именно здесь и происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социального опыта ребенка.

В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда в  детском саду создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Работа с одаренными детьми велась и раньше, но не была выстроена и выработана система работы в данном направлении. Хотя определенные успехи  в выявлении и развитии одаренных детей имели место быть.

 В связи с этим  хочется рассказать о наших знаменитых выпускниках, к раскрытию талантов которых были непосредственно причастны наши педагоги.

Трудно подсчитать, сколько выпускных утренников прошло за эти долгие годы в этом музыкальном зале! И сколько птенцов еще вылетит в большую жизнь из нашего гнезда! Среди выпускников детского сада есть врачи, преподаватели школ и университетов, моряки, летчики, воспитатели, музыканты, редакторы журналов и газет,  да всех и не перечесть…  И наклонности к выбранным профессиям у наших воспитанников были раскрыты  и развиты еще в дошкольном детстве.

 Некоторые из них до сих пор проживают в родном поселке. Так, например, директор МОУ СОШ №3 Кириленко Елена Васильевна. Задатки хорошего организатора и руководителя она получила именно в детском саду.

Первые музыкальные успехи были обнаружены в далеком дошкольном детстве у  директора Новокумской музыкальной школы Погорельской Тамары Николаевны

Мы гордимся тем, что руководимый ею уже много лет оркестр русских народных инструментов имеет очень много дипломов и наград и высокое звание народного коллектива.

СижкоТатьяна Олеговна - в прошлом музыкальный руководитель (ныне на заслуженном отдыхе) раскрыла талант еще одной нашей воспитанницы Буньковой Юлии которая теперь поет и лихо отплясывает в Государственном Кубанском казачьем хоре. И совсем недавно мы все смогли увидеть нашу Юлю на программе «Пусть говорят» в олимпийском Сочи.

Есть среди наших выпускников священник -  иеромонах Александр (Синяков)

За умственные способности в нашем районе его стали называть Новокумским Ломоносовым. Как не гордиться воспитанником, знающим 11языков!

15 апреля 2008 года Священный Синод Московского патриархата назначил его ректором духовной семинарии в Париже. В семинарии иеромонах Александр преподает догматическое богословие и греческий язык.

Гордится наш детский сад и еще одним бывшим детсадовцем – Васютовым Сергеем Парфеновичем. Он – профессиональный жокей, живет и работает в Польше. Сергей участник и победитель многих международных соревнований, обладатель кубка Дерби.

Я надеюсь, а точнее уверена, что список талантливых выпускников будет продолжен, особенно в результате правильно выстроенной системы работы с одаренными детьми.

И мы еще  не раз  будем  испытывать чувство гордости и, ни с чем не сравнимое чувство причастности к становлению талантливых личностей будущего поколения.

21 октября 2015 в 12:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.