МКДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (п. Новокумский)
|
Страничка работы стажерской площадки по одаренным детям. План-Программа работы муниципальной районной стажерской площадки по работе с одаренными детьмиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края
Принята Утверждаю: на педагогическом совете Заведующий МКДОУ Протокол № 1 от 31.08.2015 г. _________ А.А.Козека Пр. № 16 от 01.09.2015 г
ПЛАН-ПРОГРАММА работы муниципальной стажерской площадки по работе с одаренными детьми МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края
п. Новокумский 2015 г. Цель:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи:
1. Совместно с другими специалистами учреждения разработать алгоритм распределения детей по группам соответственно их интересам; 2. Содействие самореализации талантливых детей; 3. Содействие в повышении профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи для педагогов: - развивать свою социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей: - создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка; - учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Проблема: Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического сопровождения выявления и развития талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Этапы реализации плана-программы. Срок: сентябрь-май
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов, социометрические исследования, анкетирование профессиональной позиции педагога. Итог этапа: 1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника; 2. Создание базы данных одаренных и талантливых детей; 3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований. Срок: октябрь ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психологической компетенции участников педагогического процесса. Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с педагогами и родителями по итогам исследований; родительские собрания. Итог этапа: 1. Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей. Срок: ноябрь-апрель
РАЗВИВАЮЩИЙ
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей. Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Кружковая работа. Рефлексивные техники. Занятия по развитию эмоционального мира ребенка. Семинар по развитию креативности педагога. Итог этапа: Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах. Участники: педагоги, дети, родители.
Ожидаемые результаты: Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах. Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей. Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ. Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации). Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей. Необходимые условия для реализации плана-программы: Оснащенность методического кабинета необходимым диагностическим, методическим инструментарием. Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Перспективы плана-программы: Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ. Цикличность этапов работы с одаренными и талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов. Пояснительная записка
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство, из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих. Поэтому нашему ДОУ ближе динамический подход как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностике развития» (Д. Б. Богоявленская, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Э. П. Торрэнс и др.). В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности. Ещё одним из направлений, заинтересовавшим педагогов нашего ДОУ, является разработка методов идентификации одаренных детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Е. И. Щебланова, И. В. Дубровина и др.) Одно из направлений работы нашего детского сада – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов и работы психолога. Одна из важных задач в нашем дошкольном учреждении – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности. В основу образовательной программы нашего ДОУ входит Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой, разработанная с учетом новых ФГОС ДО, направленная на развитие разнообразных видов детской творческой деятельности. Понятие способностей выступает в качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек - особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности , речевых и музыкальных способностей. Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в творческой деятельности. Вслед за А. М. Матюшкиным мы одаренность понимаем как развивающееся творчество, прежде всего творческих способностей. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления, в сочетании с интенсивным развитием воображения это обеспечивает развитие творческих способностей. Л. С. Выготский показывает, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начинает складываться в игровой деятельности и получает дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах детской творческой деятельности – изобразительной, музыкальной, театральной и др. Воображение является показателем ярко выраженных художественно-творческих способностей. Л. С. Выготский, формулируя основной закон детского творчества, акцентирует внимание на том, что: «… ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе». Говоря о синкретизме детского творчества, ученый отмечал: «… творчество ребенка еще не строго дифференцированно, не по различным видам искусства, не по различным формам литературы, у детей существует широкий синкретизм, соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды искусства. Этим общим корнем является игра». И. Н. Вахмякова в своем научном исследовании приходит к заключению, что творческие процессы обнаруживаются в полной мере с дошкольного возраста в соответствии с рядом причин: творческой природой жизнедеятельности старшего дошкольника, ведущей роли эмоциональной сферы в психическом развитии детей, преобладанием у старшего дошкольника образного мышления как способа постижения окружающего мира. Творческая деятельность оказывает преобразующее влияние на личность ребенка, создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных способностей. Возрастные особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Все эти качества развивают у ребенка дошкольного возраста любознательность, которая стимулирует стремление к исследованию, открытию предметов и явлений окружающей действительности. Характер развития творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми
Работа с детьми по развитию творческой одаренности в детском саду реализуется в рамках кружковой работы . В нашем ДОУ функционируют: 1. Весёлые нотки» - (муз.) 2. «Веселый акробат» - (физ.) 3. «Сказки из пластилина» - ИЗО 4. «Волшебная бумага» - ИЗО 5. «Белая береза» - (экол.) 6. «Веселые гномики» - (театр. деят.) 7. «Цветные ладошки» - ИЗО Данная кружковая работа способствуют развитию речевой, интеллектуальной сферы, изобразительных, музыкальных и психомоторных способностей. Привлечение детей к работе в кружках происходит на основе интересов и желаний детей. Затем проходит анкетирование родителей и педагогов, диагностика детей. Принципами выявления таких детей являются: Опора на валидные и экологичные методы психодиагностики; Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности - это: 1) психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития детей; 2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с детьми. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Психологическое сопровождение занятий заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий. При проведении занятий очень важен положительный эмоциональный настрой детей. Различные формы «Экрана настроения» помогают наглядно, красочно представить настроение всех детей за короткое время. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное темными. Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние. Для этого были использована рефлексивная техника «Карта настроения», преимущества которой заключается в том, что каждый ребенок, не стесняясь коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Также развитие творческой одаренности происходит через разработку и реализацию творческих проектов педагогов. При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т. д., или другие формы, более близкие педагогу). Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности. Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому очень важным элементом сопровождения является тренинговое развитие эмоционального мира ребенка, которое осуществляется по системе занятий С.И.Семена «Уроки добра!» Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого одаренного ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Диагностический инструментарий Используемые методики:
С детьми:
1.Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры» 2.Тест Векслера .диагностика структуры интеллекта(детский вариант) 3.Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний» 4.Методика «Два домика» (Т. Марцинковская). С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич 2.Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.) 4.Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»» 3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка). С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн 2.Методика « Определение склонностей ребенка»
Алгоритм распределения детей по интересам 1. Посещение детьми занятий со специалистами. 2. Психодиагностика: анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей. 3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия. 4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия. 5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника. 6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений
Алгоритм использования упражнений по развитию творческих способностей 3 – 7 лет. Деятельность Категория упражнения (по приему) Направление развития Интеллектуально - познавательная Альтернативное применение Решение проблемных ситуаций Преобразование и усовершенствование предметов Нахождение общего между заданными предметами и явлениями Метод аналогии Метод морфологического анализа Опредмечивание изображений Развитие вербального и невербального творческого мышления Художественно – продуктивная деятельность Дополнение изображения Составление из заданных элементов Самостоятельное придумывание сюжетов Развитие невербального творческого мышления Театрально - речевая Сочинение рассказов Самостоятельное придумывание сюжетов Вариативность высказываний Метод морфологического анализа Развитие вербального творческого мышления
Мониторинг эффективности работы с детьми и педагогами
• Экран настроений (Эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, перед участием в конкурсе и после). • Достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д. • Сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » до и после информационного этапа
Литература 1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012. 2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000 4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2002. 5. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г. 6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М. : Просвещение, 1996
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
этапы задачи методы сроки участники результат Мониторинг развития Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности,широты кругозоров Диагностика Наблюдение Анкетирование Собеседование Сентябрь Воспитатели Специалисты Составление индивидуального маршрута развития ребенка Развитие способностей ребенка, социальная помощь, развитие коммуникативных способностей. Формирование у ребенка адекватного самовосприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстниками. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов. Творческие задания Развивающие упражнения и игры Практикум коммуникативного общения. Собеседование Мозговой штурм Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации Октябрь-апрель Воспитатели Специалисты Повышение общих интеллектуальных умений Активизация творческого мышления Овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками Повышение педагогической, социальной и психологической компетенции у родителей и педагогов Мониторинг одаренности Отслеживание динамики развития одаренности ребенка Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер. май Воспитатели Специалисты Составление психолого-педагогического портрета ребенка. Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей.
№ Мероприятие Время проведения Ответственный 1 Подбор и апробация пакета диагностических методик. август сентябрь Педагоги 2 Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников сентябрь Педагоги - специалисты ДОУ 3 Изучение личности педагога сентябрь Старий воспитатель 4 Консультирование педагогов и родителей октябрь апрель Старший воспитатель Педагоги Специалисты 5 Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»! ноябрь воспитатели групп 6 Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» декабрь Старший воспитатель 7 Подготовка материала для родительского уголка по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» январь Старший воспитатель 8 Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться? февраль Старший воспитатель 9 Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях по ркужковой деятельности. Ноябрь - апрель Педагоги 10 Подготовка детей для участия в интеллектуальной игре «Что-где-когда?» март Воспитатели 11 Мониторинг эффективности работы. май Педагоги ДОУ
Участие детей во всероссийских, региональных и районных конкурсах в 2015-2016 году
№ Мероприятие Время проведения Ответственный 1 2 3. 4 5 6.
Карта одаренного ребенка (находится в кабинете старшего воспитателя)
1. ФИО ребенка. 2. Возраст ребенка (год, месяц). 3. Медицинское заключение (последний профосмотр). 4. Сведения о родителях. 5. Состав семьи. 6. Статус семьи. 7. Результаты психологической диагностики 8. Результаты педагогической диагностики 9. Результаты социометрического исследования 10. Область одаренности 11. Признаки одаренности 12. Диагностика одаренности 13. Выводы и рекомендации 14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса). 15. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута) 16. Определение целей и задач программы сопровождения. 17. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе. 18. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения. 19. Мониторинг программы сопровождения .
Методика « Определение склонностей ребенка» Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов • Хорошо рассуждает, ясно мыслит. • Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко. • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения. • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. • Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием. • Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений. • Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием. • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. • Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей. • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки. • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. • Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас. • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются. • Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. • Часто руководит играми и занятиями других детей. • Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь. • Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений. • Наблюдателен, любит анализировать события и явления. • Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше. • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). • Легко общается с детьми и взрослыми. • В пении и музыке выражает свое настроение и состояние. • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. • Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. • Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. • Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие. • Инициативен в общении со сверстниками. • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.) • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. • Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. • Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. • Легко входит в роль какого-либо персонажа. • Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов ______________________________________________ (Фамилия, имя ребенка) _____________________________ ____________ (Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Обработка результатов Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер: • интеллектуальная; • академических достижений; • творческого, продуктивного мышления; • общения и лидерства; • художественная; • двигательная. При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может прояв¬лять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оцен¬ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен¬ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред¬ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми-руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели¬те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем об¬ластям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших пока¬зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики инте¬ресов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и фи¬зического развития. Известны случай, когда у одаренного ре¬бенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хо-чет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одно¬го ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детс¬кий сад, если школа — родители, классный руководитель и не¬сколько учителей по разным предметам. I. Интеллектуальная сфера 1. Высокая познавательная активность, мобильность. 2. Быстрота и точность выполнения умственных операций. 3. Устойчивость внимания. 4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тра¬тит много времени на повторение того, что нужно за¬помнить. 5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 6. Богатство активного словаря. 7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас¬социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы¬тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 8. Выраженная установка на творческое выполнение зада¬ний. 9. Развитость творческого мышления и воображения. 10. Владение основными компонентами умения учиться. 11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности. II. Сфера академических достижении 1. Богатый словарный запас, использование сложных син¬таксических структур. 2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям. 3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведе¬нию опытов. 4. Демонстрация понимания причинно-следственных отно¬шений. 5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опе¬режением своих сверстников на год - два. 7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри¬тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 8. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль¬шее удовольствие, чем чтение художественной. 9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. 10. Пытается выяснить причины и смысл событий. 11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 12. Любит обсуждать научные события, изобретения, час¬то задумывается об этом. Ш. Творчество 1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 2. Изобретательность в использовании материалов и идей. 3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 4. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 5. Любит рисовать. 6. Проявляет тонкое чувство юмора. 7. Не боится быть таким, как все. 8. Склонен к фантазиям, к игре. IV. Литературные сферы 1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. 2. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска¬зывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 3. Придерживается только необходимых деталей в расска¬зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос¬тавляет главное, наиболее характерное. 4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе¬реживания и чувства. 6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 7. Любит писать рассказы или статьи. 8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. V. Артистическая сфера 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра¬жает другого человека. 4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматичес¬кую сцену. 5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают. 7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливает¬ся» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. VI. Музыкальная сфера 1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на кон¬церт или туда, где можно слушать музыку. 5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. VII. Техническая сфера 1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. 3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит зага¬дочные поломки. 6. Любит рисовать чертежи механизмов. 7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. VIII. Двигательная сфера 1. Тонкость и точность моторики. 2. Развитая двигательно-моторная координация. 3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортив¬ной игры. 6. В свободное время любит ходить в походы, играть в под¬вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). IX. Сфера художественных достижений 1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 4. Серьезно относится к произведениям искусства. Стано¬вится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хоро¬шую картину, слышит музыку, видит необычную скуль¬птуру, красиво и художественно выполненную вещь. 5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригиналь¬ные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, от¬крыток и т. д.). 6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, компо¬зиции, в строительстве детских домиков на игровой пло¬щадке, в работе с ножницами, клеем. 7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, со¬здает композиции, имеющие художественное назначе¬ние (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выра¬зить свои чувства и настроение, 9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. X. Общение и лидерство 1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 3. Высокая общительность с окружающими. 4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за советом.
Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич) Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные ситуации) 1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) 2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин. 5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин. 6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов. Качественный анализ: Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру. Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д. Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
ЭКСПРЕСС-АНЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» (для воспитателя) Анкету заполнил:________________________________________________________ Группа: № Вопросы Ответы 1 Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? 2 В чем проявляется одаренность ребенка?
Ф.И. ребенка Проявления одаренности 3 Какое поведение у этих детей Ф.И.ребенка В нескольких словах о поведении каждого ребенка
4 Взаимоотношения детей со сверстниками Ф.и. ребенка Как сложились отношения с остальными детьми 5 Есть ли трудности в работе с этими детьми? 6
Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?
Источник: Журнал «Управление дошкольным образованием « Приложение «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ» М.2006 г.стр.87
Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса. «Дорисовывание фигур» Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса. Цель:определить уровень творческого потенциала ребенка. Подготовка и проведение исследования. Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение) Обработка данных: 0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии 3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается. 5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями. 8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом. 10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы. Низкий уровень- от 0 до 2 баллов Средний – от 3 до 7 баллов Высокий от 8 до 10 баллов
21 октября 2015 в 14:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.